В истории туркменско-российских отношений 2010 г. стал последним, когда РФ лидировала по объемам экспорта туркменского природного газа. На смену России в 2011 г. пришел Иран, увеличивший в январе-ноябре 2010 г. мощности газоэкспортных магистралей из Туркменистана с 8 млрд. куб. м до 20 млрд. в год, а затем лидером может стать Китай, который к 2015 г. намерен выйти на проектную мощность 40 млрд. куб. м.

Уровень закупки Россией туркменского газа в 2011 г. остался прежним – 10-11 млрд. куб. м из-за низкого потребления его в Европе. В финансовом отношении, как считает российский “Газпром”, он ничего не теряет. Однако стратегический характер газового партнерства между странами понизился за три года до закупок на уровне 11 млрд. куб. м. Некоторые эксперты считают, что в России не замечают укрепившийся за последние годы статус Туркменистана как четвертого в мире обладателя запасов природного газа и не воспринимают всерьез ее конкурентные качества, возросшие с пуском китайского и еще одного иранского газопроводов.

В октябре 2010 г. Туркменистан посетил с визитом президент РФ Д. Медведев. Как сообщил вице-премьер И. Сечин, входивший в состав российской делегации, на переговорах в Туркменбаши “обсуждалось все, в том числе проблемы”. “Оценки европейских рынков в целом совпадают, и нам затруднительно увеличивать в ближайшие годы экспортные поставки в Европу, особенно с учетом того, что там работают активно норвежские партнеры и есть другие источники поставок”, – пояснил он. “Надо объективно относиться к росту потребления, понимание у туркменских партнеров есть”, – убежден И. Сечин. “Мы не замораживаем прикаспийский проект, мы имеем в виду реализацию всех договоренностей по нашему газовому сотрудничеству, но приоритеты будут определяться рыночной ситуацией”, – подчеркнул вице-премьер.

Подобные высказывания вызвали ноту протеста туркменского МИДа, в которой говорится, что информация в российских СМИ о “замораживании” проекта Прикаспийского трубопровода, равно как и об отсутствии у Туркменистана перспектив сотрудничества в газовой сфере на европейском направлении, не имеет под собой никаких оснований. Высказывания, приведенные в публикациях, были расценены в Туркменистане как “попытка помешать нормальному ходу международного сотрудничества страны в энергетической сфере и поставить под сомнение принятые ею обязательства перед партнерами”. В Баку на прикаспийском саммите президент Туркменистана Г. Бердымухамедов заявил о строительстве транскаспийского газопровода с ориентацией на рынок в Европе.

По мнению ряда экспертов, 2011 г. ожидается “обильным” на взаимные претензии Ашхабада и Москвы, т. е.  газового партнерства будет становиться меньше, а “соревновательности” в вопросе о новых газопроводах, нацеленных на европейский рынок, – больше.

Монополия России на закупку центральноазиатского газа ушла в прошлое в 2009 г. после запуска газопровода Туркменистан – Узбекистан – Казахстан – Китай. “Первопроходец” не оставил шансов России в ближайшее время появиться на китайском рынке со своим газом по европейским ценам. Пекин не устраивают европейские цены, выставляемые Москвой, в то время как Ашхабад, получивший и надеющийся на новые китайские кредиты, согласен на меньшую цену.

Отмечается, что российские газовики, не принимающие всерьез низкие цены туркменского газа для Китая, не могут не признать, что Ашхабад выиграл время для маневра, необходимое ему, чтобы определиться с трубопроводом “Набукко” – альтернативой российским поставкам в Европу. Пока туркменский газ идет по китайской трубе, а Россия в очередной раз отказывает Ашхабаду в увеличении закупок газа и к тому же откладывает строительство прикаспийского газопровода, Туркменистан, до сих пор в общем согласовывающий с Москвой свои публичные высказывания по “Набукко”, объявил о строительстве транскаспийского газопровода.

“Принципиальным для нас является вопрос строительства трубопроводов по дну Каспийского моря, – объявил Г. Бердымухамедов на саммите прикаспийских государств, состоявшемся в ноябре 2010 г. в Баку. – Туркменистан твердо убежден в том, что прокладка подводного трубопровода на Каспии может осуществляться с согласия только тех сторон, через участки дна которых будет построен такой трубопровод. Естественно, что при этом будут соблюдаться самые высокие международные экологические стандарты и нормы”, – подчеркнул президент, адресовав последний тезис России и Ирану, не являющимся сторонниками транскаспийского газопровода. Он также заявил, что отказывается ждать согласия соседей по морю и намерен опираться на двусторонние договоренности, как это сделали при делении дна Россия, Казахстан и Азербайджан.

“При соблюдении всех экологических норм и проведении экспертиз будет согласовано строительство транскаспийского газопровода, что отвечает проводимой Туркменией политике диверсификации сбыта природного газа”, – заявил вице-премьер Б. Ходжамухамедов. “Учитывая внутреннее потребление на западе страны и поставки оттуда газа в Иран, у нас будут свободными до 40 млрд. куб. м газа ежегодно, так что европейским странам не надо беспокоиться”, – отметил вице-премьер, курирующий туркменский ТЭК.

Отмечается, что Туркменистан впервые открыто заявил о выделяемых для “Набукко” объемах газа. До сих пор неопределенность в этом вопросе для европейских потребителей значительно сдерживала решение вопроса о сырьевой обеспеченности проекта.

По словам Б. Ходжамухамедова, “уже в 2011 г. Туркменистану необходим рынок для добываемого малазийской компанией “Petronas” на морском блоке газа в объеме 5 млрд. куб. м, который нам некуда девать”.

Подготовка к промышленной добыче газа на блоке “Petronas” началась в 2007 г. после договоренности России, Туркменистана и Казахстана о строительстве прикаспийского газопровода. Туркменский газ рассматривался в качестве источника сырья для “Южного потока”. Стараясь закупить туркменский газ в больших объемах и не дать состояться сырьевому наполнению “Набукко”, Россия тогда же обговаривала планы финансирования и строительства внутреннего туркменского газопровода “Восток – Запад” по переброске ресурсов восточных месторождений к трубе Прикаспия. Ашхабад же планировал использовать “Восток – Запад” мощностью до 30 млрд. куб. м также для обеспечения газом “Набукко”. Конфликт по этому вопросу вызвал в 2009 г. 9-месячный простой в поставках туркменского газа в Россию.

Диверсификация маршрутов вывода природного газа – главного богатства Туркменистана, обеспечивающего до 80% валютных поступлений в страну, всегда была приоритетным направлением политики государства. Доставшийся от СССР магистральный трубопровод Средняя Азия – Центр северного направления в течение первых лет независимости Туркменистана обслуживал поставки туркменского газа в Украину, а затем – в Россию.

За 16 лет правления первого президента Туркменистана С. Ниязова был построен единственный 200-километровый газопровод в соседний Иран – “Корпедже – Курт-Куй” мощностью 8 млрд. куб. м. За первые три года правления второй президент Г. Бердымухамедов ввел в эксплуатацию межгосударственный газопровод Туркменистан – Узбекистан – Казахстан – Китай (ТУКК) проектной мощностью до 40 млрд. куб. м и лишь за один 2010 г. увеличил газоэкспортные мощности в Иран с 8 млрд. куб. м до 20 млрд. В 2010 г. Г. Бердымухамедов также активизировал переговоры о реализации газопровода Туркменистан – Афганистан – Пакистан – Индия (ДАЛИ), пригласив в декабре прошлого года на саммит в Ашхабад руководителей стран-участниц.

В настоящее время транскаспийский газопровод также объявлен президентом как реальная перспектива. Аналитики отмечают, что, скорее всего, это заявление – проверка проходимости самой идеи о его строительстве. Соседи по морю должны привыкнуть к ней, и тогда она не будет казаться невозможной, отмечают специалисты. Несомненно, ценой вопроса для Азербайджана, заинтересованного не меньше Туркменистана в строительстве морского трубопровода, могут стать спорные месторождения посередине моря, ситуацию с которыми помогут решить США и ЕС, лоббирующие “Набукко”. Возможно, это будут приемлемые для обеих стран условия совместной разработки месторождений.

То, что туркменский газ попадет на европейский рынок и Туркменистан станет основным конкурентом России, по мнению ряда экспертов, – дело времени. Например, вопрос о строительстве второго иранского газопровода Довлетабад – Серахс – Хангеран был решен очень быстро. Проект появился, как выход для добываемого сырья на крупнейшем газовом месторождении Довлетабад, обслуживающем российский экспорт. Он прекратил существование в апреле 2009 г., уже в июле того же года было принято решение о строительстве нового газопровода в Иран от месторождения Довлетабад. В январе 2010 г. введена в эксплуатацию 30,5-километровая труба диаметром более 1 м, а в ноябре – 120-километровый участок от Хангерана до Сангбаста с подключением туркменского газа к магистральной газовой сети Ирана. По мнению генерального директора Иранской национальной газовой компании Д. Оуджи, “ввод в эксплуатацию данного газопровода позволит увеличить объем экспортных поставок газа из северо-западных районов Ирана в Европу и одновременно обеспечить будущие потребности в газе в северо-восточной части Ирана в провинциях Семнан, Мазендеран, Голестан, Хорасан-Резави, Северный Хорасан и Южный Хорасан”.

Таким образом, кроме транскаспийского варианта доставки туркменского газа в Европу, существует вариант трансиранского направления – в те же Турцию или Армению, которые экспортируют иранский газ.

Против иранского маршрута туркменского газа в Европу могут выступить США. Американские “Chevron”, “Shell”, “Exxon-Mobil” в течение ряда лет пытаются стать участниками проектов в нефтегазовом комплексе Туркменистана.

Помимо транскаспийского и трансиранского маршрутов, Ашхабад прорабатывает вариант доставки сжатого газа танкерами с туркменского на азербайджанский берег Каспия. Речь идет о декомпрессии и дальнейшей транспортировке по трубопроводам в Европу от 6 млрд. куб. м до 8 млрд. в год. По мнению туркменских экспертов, это “дорогое удовольствие” – почти в 5-6 раз дороже трубопроводного пути по дну моря, однако в случае оплаты этого варианта европейскими покупателями, он станет реальным.

Туркменистану для развития экономики в ближайшем будущем достаточно продавать в год 30 млрд. куб. га в Китай и 20 млрд. – в Иран. Ресурсные мощности для этого есть уже сейчас – месторождение Южный Иолотань с запасами до 21 трлн. куб. м, разработка которого началась.

Стремление Туркменистана проводить независимую от России энергетическую политику отражает ее несогласие вести переговоры о создании “газовой ОПЕК”, которую предлагает Москва. Помимо дополнительных обязательств, членство в “газовой ОПЕК” Туркменистану ничего не сулит. Ашхабад пока не волнуют вопросы баланса спроса и предложения на мировом газовом рынке, тем более что у страны твердая и долгосрочная позиция – продавать газ исключительно на своей границе. Коммерческую цену газа Туркменистан рассчитывает по среднеевропейской цене и с учетом двусторонних финансовых или торговых завязок  с покупателем. В 2010 г. цены очень разнятся – для России она составляет в среднем $190-200/тыс. куб. м, Ирана – $170,  Китая – $120. Отмечается,  что в ближайшее время туркменский президент не откажется самостоятельно определять цену на газ, себестоимость которого пока самая низкая среди основных производителей газа.

По мнению председателя совета Союза нефтегазопромышленников России Ю. Шафранника, “сегодня себестоимость газа в Туркменистане на 20% ниже новоуренгойского”. “С учетом разработок новых месторождений и площадей, куда еще надо вкладывать инвестиции, цена российского газа станет на 35% выше себестоимости туркменского газа, поэтому Россия заинтересована и исторически и фактически сотрудничать с Туркменией в газовой отрасли”, – отметил Ю. Шафранник в рамках Ашхабадского инвестиционного форума.

По оценкам экспертов, себестоимость туркменского газа может повыситься лет через пять, когда в трубопроводную сеть поступит газ самого крупного газового месторождения Южный Иолотань с запасами от 14 до 21 трлн. куб. м газа. Только первая очередь его разработки потребовала вложения в $10 млрд., сообщили в туркменском Министерстве нефтегазовой промышленности.

По словам президента Туркменистана, запасы природного газа страны составляют 24,6 трлн. куб. м. К 2030 г. Ашхабад планирует добывать 230 млрд. куб. м, из которых 180 млрд. – экспортировать. По официальным данным, в Туркменистане насчитывается более 160 нефтегазовых месторождений, и только треть из них находится в разработке. (БИКИ по материалам ИТАР-ТАСС/Энергетика Украины, СНГ, мира)