В мае в Туркменистане состоялся II Газовый конгресс, в котором приняли участие представители крупнейших нефтегазовых транснациональных корпораций, в том числе “Chevron”, “Exxon Mobil”, “Shell”, “Statoil”, “ConocoPhillips”, а также трубопроводного консорциума “Nabucco Gas Pipeline International GmbH”. На этом мероприятии обсуждались меры по развитию газовой отрасли страны, расширению и диверсификации экспорта углеводородов.

В последние несколько лет данные о размере национальных залежей углеводородов стабильно росли, и в 2010 г., согласно информации министра нефтегазовой промышленности и минеральных ресурсов Б. Недирова, геологические запасы природного газа Туркменистана составили 24,6 трлн. куб. м, при этом к 2030 г. правительство намерено расширить его добычу до 230 млрд. куб. м в год и увеличить экспорт до 180 млрд.

Что касается производства газа в стране, то, по данным “British Petroleum”, в новом веке оно характеризовалось следующими показателями (млн. куб. м в год): 2000 г. – 42,6, 2001 г. – 46,4, 2002 г. – 48,4, 2003 г. – 53,6, 2004 г. – 52,8, 2005 г. – 57,0, 2006 г. – 60,4, 2007 г. – 65,4, 2008 г. – 66,1, 2009 г. – 36,4, 2010 г. – 42,4.

Таким образом, в 2000-2008 гг. добыча энергетического сырья увеличилась примерно в полтора раза, а затем уменьшилась до рекордно низкой отметки, и в настоящее время ее рост является стратегической целью правительства.

Участники конгресса обсудили также вопросы, связанные с разработкой крупного газоконденсатного месторождения Южный Елотен-Осман. По данным ИТАР-ТАСС, в текущем году британская компания “Gaffney, Cline and Associates” предполагает завершить повторный аудит запасов указанной газоносной структуры (работы ведутся по поручению туркменского правительства), однако уже в настоящее время, согласно информации генерального директора “Gaffney, Cline and Associates” по России и Каспийскому региону П. Холдинга, это месторождение можно считать вторым в мире по величине после Южного Парса (Персидский залив). В разработке месторождения Южный Елотен-Осман заинтересованы многие страны региона, в том числе Китай, Иран, Индия, а также ЕС, при этом КНР уже выделила на эти цели $8,1 млрд., зарезервировав себе значительные объемы газа по достаточно низкой цене.

Следует отметить, что на юго-востоке страны крупные залежи газа были открыты в 2006 г. и на тот момент, по оценке государственной компании “Туркменгеология”, они составили 7 трлн. куб. м. В 2008 г. предприятие “Gaffney, Cline and Associates” провело их первый международный аудит и определило 3 уровня вероятных запасов газа: низкий – 4 трлн. куб. м, оптимальный – 6 трлн. и высокий – 14 трлн. Это исследование показало также, что южная газоносная структура (Осман) является отдельным месторождением и не входит в состав Южного Елотена.

Однако в 2010 г. на основании результатов бурения дополнительных разведочных скважин туркменские геологи включили Осман в структуру Южного Елотена и оценили суммарные запасы газа месторождения Южный Елотен-Осман в 21 трлн. куб. м. Выступивший на конгрессе вице-премьер Б. Ходжамухамедов сообщил, что “уникальное месторождение Южный Елотен-Осман пока не оконтурено и может оказаться более обширным по площади”, а глава “Туркменгеологии” М. Халылов проинформировал участников о продолжении работ по сейсморазведке, бурению поисковых, разведочных и доразведочных скважин на газоконденсатном месторождении Южный Елотен-Осман-Минара, что может привести к дополнительному увеличению запасов энергетических ресурсов.

Правительство страны рассматривает различные варианты сотрудничества с иностранными компаниями и пока не определилось с условиями кредитования и инвестирования средств в совместные предприятия, а также порядком предоставления гарантий работы на внутреннем рынке. Партнерство на условиях раздела продукции предлагалось лишь на лицензионные блоки Каспия (в 2009 г. по двум из них были подписаны соглашения о разделе продукции с компаниями “RWE” (ФРГ) и “Итера” (Россия). На суше СРП было заключено только с китайской “CNPC”, которая в конце 2009 г. приступила к транспортировке газа с участка “Багтыярлык” по новому трубопроводу Туркмения – Узбекистан – Казахстан – Китай. Этот контракт предусматривает поставку туркменского энергетического сырья в КНР в течение 30 лет в объеме до 40 млрд. куб. м газа в год, в свою очередь “CNPC” обязуется предоставить кредит в $4 млрд.

Туркменистан стремится к расширению вывоза газа в различных направлениях, особенно после аварии на одной из веток газопровода российского направления (САЦ) и сокращения поставок газа в РФ. На западе страны первый трубопровод Туркмения – Иран (Корпедже – Курт – Куи) был введен в эксплуатацию в декабре 1997 г. и его мощность составила 8 млрд. куб. м газа в год, а новый восточный газопровод Довлетабад – Хангеран (декабрь 2009 г.) позволит увеличить экспорт в эту страну до 20 млрд. куб. м.

Что касается текущей географической структуры экспорта туркменского газа, то в I квартале страна вывезла около 10 млрд. куб. м, из них в РФ – 2,7 млрд., Иран – 4 млрд., Китай – 3 млрд. Таким образом, в 2011 г. экспорт этого сырья в РФ впервые может оказаться меньше, чем в другие страны региона, поскольку Россия (ОАО “Газпром”) намерена закупить такой же объем, как и в 2010 г., – 10,5 млрд. куб. м, Китай – 17 млрд., при этом имеется еще и иранское направление поставок.

В течение нескольких лет Евросоюз предлагает Туркменистану участвовать в экспорте газа из Каспийского региона в Европу по газопроводу “Nabucco”. Инициаторы этого проекта ожидают от правительства страны подтверждения гарантированных объемов туркменского сырья. В 2010 г. на нефтегазовой конференции в Ашхабаде туркменский вице-премьер впервые проинформировал участников встречи, что страна готова поставлять для “Nabucco” до 40 млрд. куб. м газа в год по транскаспийскому газопроводу (ТКТ), однако впоследствии эти данные не подтвердились.

Руководство консорциума “Nabucco Gas Pipeline International Gmb” полагает, что для строительства ТКТ не имеется правовых препятствий, поскольку страны Каспийского региона обладают суверенитетом над морским дном, а нормативная база по водной поверхности не предусматривает необходимость получения согласия других прикаспийских государств (в первую очередь России) на строительство и эксплуатацию ТКТ, кроме того, прибрежные страны не имеют также и “права вето” по экологическим причинам. По мнению госсекретаря США по вопросам энергетики в Каспийском регионе Р. Монингстара, вопрос о строительстве ТКТ должны обсуждать и решать только три стороны: Азербайджан, Туркмения и Евросоюз.

Евросоюз и США считают, что современной первоочередной задачей по продвижению проекта азиатско-европейского трубопровода является решение трех основных вопросов: заключение межправительственного соглашения по ТКТ между Туркменией и Азербайджаном, оформление договора на поставку не менее 10 млрд. куб. м туркменского газа в Европу, подготовка ТЭО проекта с уточнением рисков, графиков работ и капитальных затрат.

Туркменистан пока не комментирует свое отношение к этим планам и продолжает вести переговоры о строительстве регионального газопровода Туркменистан – Афганистан – Пакистан – Индия (ТАПИ, протяженность – более 1,7 тыс. км, проектная мощность – 33 млрд. куб. м в год). Вероятно, что уже в начале II полугодия 2011 г. страна подпишет соглашение о продаже газа в рамках ТАПИ, при этом ресурсной базой поставок будет являться месторождение Южный Елотен. Проект ТАПИ поддерживают США и Россия, а финансовые средства могут быть привлечены от Азиатского банка развития (АзБР). (БИКИ/Энергетика Украины, СНГ, мира)