По сообщению Clarkson Shipyard Monitor, спрос на крупные танкеры (дедвейтом 150-299,9 тыс. т) был вялым с весны 2010 г., и в настоящее время ставки фрахтования далеко не покрывают затрат на их эксплуатацию. С начала 2010 г. до конца мая текущего года заказчики получили 26 крупных танкеров, и еще 62 должны быть им отгружены до начала 2012 г. На слом пока продано шесть танкеров, и один направлен на переоборудование; 23 из эксплуатирующихся танкеров не имеют двойного корпуса.

Если даже предположить некоторую задержку со строительством танкеров, она не сможет предотвратить их избыточного предложения, так как заказы полностью не аннулированы. Что же касается их вывода с рынка, то он в ближайшие годы будет ограниченным, несмотря на возможное изъятие из эксплуатации первых двухкорпусных танкеров. Излишек тоннажа в оставшиеся месяцы текущего года и в 2012 г. будет нарастать.

В настоящее время портфель заказов на крупные танкеры превышает 30% их флота. Из имеющихся в портфеле 168 судов 119 предназначены для независимых владельцев, 19 – государственных и частных нефтяных компаний и 30 – китайских собственников. Следует отметить, что западноевропейские нефтяные фирмы не выдали на крупные танкеры ни одного заказа, а второе место после китайских компаний заняли греческие владельцы, заказавшие 26 судов.

Указанный портфель заказов распределен между 18 различными верфями. По числу заказанных крупных танкеров лидируют компании Daewoo, Hyundai и Shanghai Waigaoqiao (соответственно 28, 26 и 20 ед.). Южнокорейские верфи в целом должны будут построить 76 танкеров, китайские – 72, японские – 18 и филиппинские – 2.

Крупнейшими фрахтователями наличного танкерного тоннажа в 2010 г. были КНР и Индия, компании которых заняли пять из шести первых мест по числу заключенных контрактов. Лидером стала UNIPEC (КНР, 296 контрактов), а за ней следовали IOC (Индия, 118), PetroChina (КНР), Reliance (Индия) и Day Harvest (КНР). Китайские операторы эксплуатируют в настоящее время почти 50 крупных танкеров, японские – 88 и британские (в лице Tankers UK) – 37.

Среди западноевропейских фрахтователей наличного танкерного тоннажа первое место оказалось у компании Shell (62 контракта), которая в общем списке заняла 7 позицию. Американская же корпорация Exxon Mobil обеспечила себе 11 место (54 контракта).

Излишек крупных танкеров виден не сразу, так как отсутствуют суда на приколе. Частично это объясняется тем, что из-за высоких цен на топливо многие танкеры курсируют с пониженной скоростью, что требует на целом ряде маршрутов использования дополнительного тоннажа. (БИКИ/Энергетика и энергоресурсы Украины, СНГ, мира)