ФГИ в соответствии с утвержденным ранее планом-графиком намерен реализовать на конкурсах в сентябре-октябре от 25% до 50% акций двух энергогенерирующих и девяти энергопоставляющих компаний. А тут фондовый обвал, могущий обесценить и так не блещущие инвестиционной привлекательностью пакеты акций предприятий, серьезно выработавших свой ресурс.

Тем не менее эксперты в один голос утверждают: основная цель данного приватизационного витка – не одномоментно заработать на продаже, а укрепить энергетическую безопасность страны, обеспечить потребителей качественной и конкурентоспособной электроэнергией.

Начнем с того, что падение конъюнктуры мировых фондовых рынков коснулось акций украинских эмитентов незначительно. Скажем, на фоне снижения индекса ПФТС почти на 20% котировки акций “Днепрэнерго” по сравнению с летним максимумом снизились на 15%. Котировки акций “Западэнерго” – на 10%.

“Это маленькое падение”, – утверждает аналитик компании Concorde Capital Егор Самусенко. И оно, по его мнению, не должно влиять на приватизационные планы государства.

Ему вторит президент Энергетической ассоциации Украины Василий Котко: “Если мы будем постоянно обращать внимание на волатильность мировых рынков, мы эту приватизацию никогда не проведем. Между тем ее нужно завершать, этот вопрос уже давно назрел и перезрел, и критический износ основных фондов в той же тепловой энергетике требует скорейшего прихода частного собственника”.

Эксперты считают, что если государство за 20 лет так и не сумело показать себя рачительным хозяином в энергетике, то завершение приватизационных процессов вокруг тепловых генкомпаний и облэнерго может стать своеобразным толчком для ускорения реформ в отрасли. Отсюда следует: вырученная сумма важна, но не она самоцель; ориентир – на долгосрочную перспективу, в ходе которой продавец выиграет гораздо больше за счет модернизации, экономии топлива и снижения производственных издержек.

В этой связи начальник аналитического отдела компании “Проспект Инвестментс” Елена Евдоченко предложила рассматривать складывающуюся рыночную стоимость акций как позитивный фактор. Что толку, если у инвестора львиная доля капитала уйдет на покупку предприятия? Лучше, чтобы у него оставалось как можно больше оборотных средств для внедрения новых технологий и покупки современного оборудования.

Впрочем, эксперт ожидает, что в ходе торгов по приватизации госпакетов акций энергогенерирующих и энергопоставляющих компаний цена их продажи может повыситься на 20-25% от стартовой. А президент инвестиционных фондов компании по управлению активами “Амадеус” Михаил Ройко полагает, что в результате борьбы за право выкупа госпакетов акций в энергокомпаниях их цена превысит рыночную: “Думаю, что в ходе торгов цена вполне может повыситься на 10-15%, не исключен также 20%-ный рост от текущей рыночной цены”.

Независимый эксперт по энергетическим вопросам Александр Нарбут уверен, что в намеченной на третий-четвертый кварталы текущего года приватизации госпакетов акций тепловой энергетики примет участие широкий круг инвесторов: “Это нынешние игроки рынка и владельцы миноритарных пакетов акций выставляемых на продажу энергокомпаний”.

Но только ли они? Мониторинг западного рынка показывает, что фондовый обвал – фондовым обвалом, но масса “энергетических акул” чрезвычайно активничают на соседних с Украиной рынках. Причем не надо сбрасывать со счетов компании, которые “скидывают” свои энергетические активы в других странах. Это как раз может означать не попытку спрятаться от чучела N-ного витка очередного кризиса, а накопление капитала для приобретения менее рискованных и более перспективных активов в Украине.

Например, французская энергетическая компания Dalkia выиграла право на проведение эксклюзивных переговоров с муниципалитетом Варшавы в отношении покупки местного генератора тепла SPEC (Stoleczne Przedsiebiorstwo Energetyki Cieplnej). Информация неофициальная, Dalkia пока ничего не комментирует, что и понятно: контракт на $453 млн. лучше не сглазить ввиду наличия конкурента – чешско-словацкой инвестиционной группы Penta.

В свою очередь Penta проявила также интерес к покупке польских активов энергетической группы Vattenfall (Vattenfall Heat Poland, 18% в Познанской электростанции Enea и дистрибуционная сеть Vattenfall Distribution Poland), общая стоимость которых оценивается в около 1,5 млрд. евро.

CEZ и Akkok, основные акционеры турецкой Aknerji (каждая владеет 37,5%-ным пакетом акций), объявили о продаже своих активов. Заинтересованной стороной среди турецких компаний выступает немецкая энергетическая группа RWE. Если немецкий гигант известен интересом и к украинскому рынку, то появление здесь Dalkia пока выглядит экзотично, но уже не фантастично.

Далее. Столь же хорошо у нас известный, как и немецкий, итальянский концерн Enel заявил о намерении продать болгарскую тепловую электростанцию (73% акций) “Марица Восток-3” (мощность – 908 МВт) американской компании ContourGlobal. Сумма сделки в 230 млн. евро оставляет вне игры российский энергохолдинг “ИнтерРАО”, являющийся членом традиционного пула претендентов на нынешний украинский “энергетический каравай”.

Пока закончились ничем эксклюзивные переговоры между французской компанией EDF и министерством финансов Польши относительно польской энергетической группы ENEA, 51% акций которой тамошнее правительство оценивает в $1,88 млрд.

Французская энергетическая группа сегодня определяется с объектами для приобретения. Глава компании заявил, что у EDF есть возможность развиваться за границей и что она может быть заинтересована в усилении своих позиций в Европе и Китае.

В принципе, все требования к потенциальным инвесторам, претендующим на участие в нынешней приватизации украинского энергосектора, не раз обнародовали и ФГИ, и Кабмин, и профильные министерства и профсоюзы вкупе с заинтересованными парламентскими комитетами.

Это, во-первых, примат последующей модернизации производства над, собственно, покупкой. Во-вторых, все-таки покупка должна быть осуществлена на условиях максимальной рыночной цены. В-третьих, обязательная привязка в процессе дальнейшей эксплуатации энергогенерирующих объектов исключительно к отечественной топливной базе – углю.

Если вопрос цены не должен испугать западных инвесторов, то взятие тандемом на себя еще и проблемы углепрома покажется выгодным далеко не всем. Но такова цена вопроса. Украина выставляет не в самое удачное время на продажу объекты стратегической отрасли не только ради сиюминутной выгоды, а чтобы поднять и осовременить всю стратегическую отрасль. (Зеркало недели/Энергетика Украины, СНГ, мира)

Добавить комментарий