Украина, и не только она, так уж сложилось, зависима от углеводородов (нефти, газа). Но все меняется. И современный мир принял формулу углеродного рынка. Каково место в нем Украины – об этом говорили участники круглого стола “На пути к созданию углеродного рынка в Украине”, организованного представительством Всемирного банка в Украине, Госагентством экологических инвестиций и Фондом целевых экологических (зеленых) инвестиций.

Чем ближе 2013 г., тем более неопределенным представляется будущее посткиотского соглашения. Мир декларирует борьбу с изменением климата, все большее число стран принимают национальные планы борьбы с изменением климата и адаптации к климатическим изменениям, признавая неотвратимость последствий. Все чаще озвучиваются новые стратегии перехода к низкоуглеродной экономике, которая предполагает снижение выбросов парниковых газов за счет сокращения зависимости от большей части импортируемого углеродного сырья. Механизм перехода к низкоуглеродной экономике у развитых стран предполагает и кнут, и пряник: фактически в мире создается система стимулов для разработки и внедрения эффективных энергосберегающих технологий. И параллельно с ней система наказаний для тех, кто реагировать на проблему не желает.

Наиболее амбициозную дорожную карту озвучил Евросоюз. ЕС планирует снизить выбросы парниковых газов на 20% к 2020 г. и на 80% – к 2050 г. Причем в энергетическом секторе предполагается полный переход на безуглеродную генерацию к 2050 г. Что это означает? Электроэнергия, которая будет производиться в странах ЕС для собственных нужд, резко “позеленеет”. В структуре энергобаланса останутся гидроэнергетика с преференциями для развития малой, ветро- и солнечная энергетика. По-прежнему сохранит позиции мирный атом, который недостаточно “зеленый” с точки зрения маргинальных экологов, но не вызывает претензий у климатологов.

Япония разработала Программу действий для низкоуглеродного общества, в которой снижение выбросов парниковых газов заявлено как направление развития на средне- и долгосрочную перспективу.

США утвердили и активно реализуют Национальную программу по энергосбережению (National Action Plan for Energy Efficiency).

Какова бы ни была позиция Китая по отношению к будущему Киотского протокола, официальный Пекин объявил низкоуглеродную экономику главной стратегической задачей страны. Причем это не броский слоган: начаты анализ и ревизия законодательства, инициированы пилотные проекты – строительство городов для тестирования низкоуглеродных технологий в муниципальных проектах.

В мае был опубликован тематический доклад Европейского банка реконструкции и развития и Грэнтемского научно-исследовательского института по проблемам изменения климата и экологии при Лондонской школе экономики и политических наук – “Переход к низкоуглеродной экономике”. В докладе подчеркивается, что в контексте участия стран с переходной экономикой (к которым относится и Украина) в общемировых мероприятиях по предотвращению изменения климата не существует альтернативы глубоким структурным реформам и введению налогов на выбросы углерода. Его авторы предупреждают, что затягивание с принятием требуемых в этом отношении мер приведет только к повышению в дальнейшем расходов на сокращение выбросов углерода.

“Без функционирования углеродных рынков или иных механизмов, позволяющих устанавливать в масштабах всего мира предсказуемые цены на выбросы углерода, и без резкого укрепления политического курса данный регион неизбежно будет плестись в хвосте событий”, – утверждается в докладе.

В свою очередь Всемирный банк около года назад инициировал для заинтересованных государств реальный проект приведения мер по борьбе с изменением климата в соответствие со стратегиями их развития. Программа, получившая название “Партнерство ради рыночной готовности” (Partnership For Market Readiness, PMR), направлена на достижение трех целей: создать возможности для проектирования и разработки рыночных инструментов, проанализировать необходимый потенциал для реализации этих инструментов и сформировать возможности для экспериментального внедрения новых рыночных механизмов.

Концепция PMR появилась в марте 2010 г., а уже в декабре того же года более 20 стран и международных организаций собрались в рамках 16-й конференции сторон Киотского протокола в Канкуне для презентации и старта проекта. Первая встреча Ассамблеи партнерства ради рыночной готовности состоялась в последних числах мая в Барселоне. Эта встреча проходила уже с участием Украины как страны внедрения (одной из десяти стран-участниц).

Конечной целью является финансовая поддержка Всемирным банком за счет донорского фонда создания национальных систем торговли выбросами в странах внедрения и выделение на эти цели от $5 до $10 млн. каждой стране.

Фактически речь идет о формировании площадки для обмена опытом при выборе оптимальной модели внутреннего рынка и ее имплементации. Рыночная готовность – новое понятие, которое Всемирный банк описывает следующим образом. Это технические, политические и институционные системы, необходимые для того, чтобы страна смогла внедрить рыночные инструменты с целью мобилизации финансирования за счет частного и государственного секторов для минимизации влияния парниковых газов и для низкоуглеродного развития экономики.

Итак, на что выделяется грант и какие этапы предстоит пройти Украине для успешного участия в проекте PMR? Первая стадия – это оценка ситуации, определение эффективных рыночных инструментов и секторов, на которые они будут распространяться и в какой последовательности.

В рамках проекта PMR необходимо провести анализ готовности внедрения рыночных механизмов в базовых секторах экономики (энергетике, металлургии, химической, цементной, целлюлозно-бумажной промышленности и др.; Украина пилотными отраслями предлагает выбрать энергетику и металлургию). А также определить основные барьеры на пути к реализации этих инициатив.

Второй этап – технический: содействие сбору данных по выбросам парниковых газов и управлению этими данными. Здесь необходима координация разработки элементов системы мониторинга выбросов, реестров и т. д. Фактически речь идет о методологии для создания информационной инфраструктуры углеродного рынка – системы мониторинга, отчетности и верификации, или monitoring, reporting, verification (MRV). Тут базовым должно стать формирование государственного реестра установок, функционирование которых приводит к антропогенным выбросам парниковых газов.

Такой реестр, в частности, должен содержать официальные сведения о параметрах, операторах этих установок, детерминаторах, верификаторах. Реестр установок станет фундаментом системы учета антропогенных выбросов парниковых газов.

Третьим этапом станет определение объемов разрешений на выбросы парниковых газов, которые будут распределяться среди участников рынка.

В мировой практике применяется два основных метода распределения квот среди участников углеродного рынка: исторический (квота предприятия устанавливается в процентах от объемов выбросов в некотором базовом периоде; для Украины это 1990 г.) и нормативный (определение квоты предприятия на основе эталонных коэффициентов выбросов на единицу продукции). В рамках проекта PMR будут проанализированы альтернативные подходы и методы распределения квот.

Четвертый этап – программный. Разработав реестр, а исходя из него – осуществляя учет и контроль над выбросами СО2, страна ставит цели по сокращению этих выбросов и разрабатывает нормативно-правовую базу для последующего внедрения выбранной модели рынка.

Пятый этап – разработка институциональных компонентов. За этой шаблонной формулировкой скрывается формирование системы управления техническими (второй этап) и программными (третий этап) компонентами. То есть вписывание создающейся системы в действующую вертикаль исполнительной власти. Указанных институциональных компонентов традиционно три: нормативно-правовая база, кадры, инфраструктура. Причем по первому компоненту Украина уже сделала “первый подход к снаряду”. Разработан и принят в первом чтении проект Закона Украины “О регулировании в сфере энергосбережения”. Этот документ фактически регламентирует создание системы регулирования выбросов парниковых газов. Документ составлен с учетом европейского опыта и основан на принципах регулирования сокращения выбросов парниковых газов, принятых и работающих в Евросоюзе. Закон также закладывает базу для возможного взаимодействия системы внутренней торговли углеродными единицами с международными системами торговли, в первую очередь с Европейской системой торговли выбросами (ЕСТВ) – для обращения украинских и международных единиц сокращения выбросов как на международных, так и на украинском рынке углеродных единиц. Прописаны в нем и экономические механизмы стимулирования сокращения выбросов парниковых газов.

Логическим завершением программы будет пилотное испытание рыночных инструментов. Инструментов, которые выберет само государство и которые соответствуют заявленным целям и стратегическим задачам Украины. В данном случае это следующие национальные приоритеты: усиление энергетической независимости, повышение энергоэффективности, повышение конкурентоспособности, создание новых рабочих мест, экономический рост.

Какими могут быть рыночные инструменты? Ключевые – это широко апробированные механизмы Киотского протокола: проекты совместного осуществления, схемы “зеленых” инвестиций и система торговли выбросами. Последняя в данном случае внутренняя, а не внешняя.

За последние годы действия Киотского протокола эти инструменты продемонстрировали способность стимулировать сокращение выбросов. Но ни Всемирный банк, ни международные эксперты, ни тем более ООН для страны оптимальный инструментарий не выберут – этот вопрос находится в компетенции исключительно украинских политиков и чиновников. И хочется надеяться, что их выбор будет основываться на экспертном мнении и всестороннем комплексном анализе проблем и путей их решения.

Мы даже не говорим о проблемах изменения климата, хотя это подразумевается. Мы говорим о переходе к энергоэффективной низкоуглеродной экономике, которая должна прийти на смену нынешнему транжирству энергетических ресурсов, преимущественно импортного происхождения.

Тем, кого перспектива учета и контроля пугает, стоит иметь в виду, что о формировании национальных углеродных торговых систем сейчас ведут разговор не алармисты-потеплисты, а экономисты.

Большинство представителей и бизнеса, и общественности признают необходимость создания в Украине углеродного рынка. Неизвестными остаются его конфигурация и параметры. Проект Всемирного банка может помочь найти оптимальное решение для Украины.

Совместное осуществление – проектный механизм, определенный в статье 6 Киотского протокола, который предоставляет возможность развитым странам, включенным в Приложение I к РКИК, осуществлять проекты, направленные на сокращение выбросов парниковых газов и (или) увеличение их абсорбции. Образовавшиеся в результате осуществления проекта единицы сокращения выбросов передаются от одной стороны к другой. Украина является лидером в мире по реализации проектов совместного осуществления.

Ассамблея партнерства ради рыночной готовности (PMR) состоит из стран-доноров и стран внедрения. Всемирный банк выступает в качестве секретариата PMR. На 1 августа в PMR в качестве доноров входят Австралия, Великобритания, Германия, Европейская комиссия, Испания, Нидерланды, Норвегия, Швейцария, США и Япония.

Странами – исполнителями PMR являются: Китай, Чили, Колумбия, Коста-Рика, Индонезия, Мексика, Марокко, Таиланд, Турция, Украина.

Страны, подавшие уведомление об интересе к PMR: Бразилия, Иордания, Индия, Вьетнам, ЮАР (ожидается, что ЮАР подаст заявку для участия в PMR к следующему заседанию Ассамблеи партнерства).

Страны – исполнители PMR:

– разрабатывают национальные системы предельных уровней и торгов;

– используют расширенное кредитование;

– применяют комбинированные рыночные инструменты. (Зеркало недели/Энергетика Украины, СНГ, мира)

Добавить комментарий