В Ямало-Ненецком округе, близ Ноябрьска, “Сибур” ввел в эксплуатацию наливную эстакаду по отгрузке главного сырья для нефтехимии. Это первый за многие годы крупный инфраструктурный проект в сфере переработки попутного нефтяного газа.

Добыча нефти сопровождается получением дополнительного бонуса в лице попутного нефтяного газа (ПНГ). Это самое ценное сырье для нефтехимии. Однако попутный нефтяной газ в России обычно сжигался, а не перерабатывался. Объемы сжигания сопоставимы с объемами экспорта метана в крупную европейскую страну – 15,5 млрд. куб. м по итогам 2010 г. И скорее всего, это сильно заниженная оценка.

Решение этой давно известной проблемы сдерживалось необходимостью значительных инвестиций в инфраструктуру по сбору ПНГ с месторождений, его транспортировку и переработку. Для добывающих ПНГ нефтяников все это непрофильные и очень капиталоемкие активы. Естественно, им было не до инвестиций.

Ситуация стала меняться лишь тогда, когда проблемой варварского сжигания газа на месторождениях всерьез озаботилось правительство. В частности, оно приняло специальную программу, по которой к 2012 г. нефтяным компаниям предписывается перейти на почти полную (95%) утилизацию попутного газа. Крупные штрафы должны были послужить экономическим стимулом, который заставил бы непутевых нефтяников пойти в непрофильные для себя, но нужные государству направления работы. И тут необходимость инвестиций в инфраструктуру опять встала на повестке дня.

Сейчас у нефтяников есть несколько возможных вариантов утилизации попутного нефтяного газа.

Можно, например, жечь газ не в факелах, а в топках электростанций. Однако попутный газ в чистом виде содержит жирные фракции, которые негативно сказываются на работе энергетического оборудования, снижают его производительность и срок эксплуатации. По-хорошему, требуется строительство газоперерабатывающих заводов, разделяющих ПНГ на фракции. Кроме того, сжигание больших объемов газа приводит к выработке большого количества энергии, для сбыта которой нужно строить сети, снова лезть в непрофильный и капиталоемкий бизнес.

Другой способ – закачать ПНГ обратно в нефтеносные слои. В теории эта процедура должна повысить пластовое давление, тем самым увеличив коэффициент извлечения нефти. Технология довольно молодая, дорогая, недостаточно апробированная и поэтому в России не очень и популярная.

Наконец, попутный газ можно гнать на газоперерабатывающие заводы (ГПЗ), где его будут разделять на фракции. Одну из этих фракций, сухой отбензиненный газ (почти аналог природного газа), можно продавать “Газпрому”. Другую, широкую фракцию легких углеводородов (ШФЛУ), с удовольствием купят нефтехимические компании, ведь для них это лучшее сырье.

Таким образом, решение проблемы ПНГ – это, по сути, проблема строительства и обеспечения сырьем достаточного количества газоперерабатывающих заводов. Она отягощалась сопутствующими инфраструктурными проблемами: дефицитом двух типов трубопроводных сетей – для сбора ПНГ и его передачи на газоперерабатывающие заводы и для сбора и транспортировки ШФЛУ от ГПЗ до нефтехимических комбинатов.

Первая из этих инфраструктурных проблем стала решаться в последние годы, когда цена на ПНГ стала адекватной (до этого многие годы она была сильно занижена из-за государственных фиксированных цен), нефтяникам стало выгодно строить газосборные сети. После этого потребовались особо крупные инвестиции в расширение газоперерабатывающих мощностей. Чтобы гарантировать поставки сырья для этих проектов, “Сибур” начал практиковать создание совместных предприятий с нефтяниками. Например, есть СП в Ханты-Мансийском округе в лице “Юграгазпереработки” (СП “Сибура” и ТНК-ВР). “Сибур” тратится на новое строительство, нефтяники – на поставку сырья, прибыль делится сообразно понесенным затратам. По этой схеме “Сибуру” удалось серьезно увеличить объемы газопереработки.

Однако расширение переработки вызвало вторую инфраструктурную проблему: дефицит мощностей по транспортировке продукции ГПЗ. При этом со сбытом сухого отбензиненного газа проблем нет никаких – он просто закачивается в магистральные газопроводы “Газпрома”. Но вот второй ключевой продукт ГПЗ, так называемая широкая фракция легких углеводородов (смесь этана, пропана, бутана, пентана и других легких углеводородов), сбывать оказалось не так-то просто. ШФЛУ не торгуется как рыночный товар, поставляется по прямым контрактам. Доставить его потребителю – проблема. Сделать это можно, построив от ГПЗ до потребителя либо специальный трубопровод, либо железную дорогу – чтобы возить в цистернах. В староосвоенных нефтяных районах (Поволжье, юг Западной Сибири) соответствующая инфраструктура была. А вот в новых отсутствовала. В частности, особо узкое место было в Ямало-Ненецком округе, дающем свыше 7,4 млрд. куб. м попутного газа (11% общероссийской добычи), где как раз и возникли новые мощности по газопереработке.

В этом регионе находятся три газоперерабатывающих предприятия “Сибура”: Муравленковский, Губкинский и новый Вынгапуровский ГПЗ. Все они зависели от трубы “Газпрома”. С Ямала на юг, к Сургутскому заводу по стабилизации конденсата, идет принадлежащий газовому гиганту конденсатопровод. В отсутствие иных вариантов “Сибур” был вынужден “сливать” свою ШФЛУ в эту трубу. То есть готовый, прошедший переработку полупродукт смешивался с еще не переработанным сырьем. Затем, разумеется, требовалось эту адскую смесь очистить, снова разделить на исходные компоненты. По сути, разделение фракций приходилось делать дважды: на ГПЗ, принадлежащих “Сибуру”, и на Сургутском ЗСК, принадлежащем “Газпрому”. Более того, при подобной транспортировке терялось до 12% изначального продукта. Разумеется, это не могло не отразиться на цене итогового продукта (ШФЛУ), который потом у Сургутского ЗСК покупали входящие в “Сибур” нефтехимические заводы в Тобольске и Перми.

В итоге “Сибур” принял решение построить железнодорожную наливную эстакаду возле Ноябрьска, а до нее – ШФЛУ-проводы от своих заводов на Ямале. Инвестиции в этот инфраструктурный проект (наливная эстакада плюс железная дорога от нее до Ноябрьска) составили 8,6 млрд. руб. (около $300 млн.). Такая эстакада позволяет загружать целый состав (40 вагонов-цистерн) всего за два часа. В России до этого была только одна подобная – в южной части Ханты-Мансийского округа, вдвое меньшей мощности и производительности, и построена она была еще во времена СССР.

Рынком сбыта дополнительных объемов ШФЛУ могли бы стать нефтехимические предприятия Башкирии и Татарстана (“Газпромнефтехим Салават”, “Нижнекамскнефтехим”, “Казаньоргсинтез”), традиционно использующие в качестве сырья в основном прямогонный бензин и в меньшей степени этан. Все эти заводы связаны друг с другом и с поставщиками сырья из Оренбургской области системой продуктопроводов в так называемое этиленовое кольцо. Летом была высказана идея, что имеющихся источников этанового сырья для развития мощного поволжского химического кластера не хватит. Дефицит оценивается в 8 млн. т ШФЛУ к 2020 г. И для его преодоления неплохо было бы перебросить избытки легких углеводородов из Западной Сибири на Волгу. Чему должно было послужить восстановление старого советского ШФЛУ-провода Западная Сибирь – Урал – Поволжье, некогда пролегавшего от Сургута до Нижнекамска. Мощность его в лучшие времена достигала 5,5 млн. т, однако после аварии в 1989 г., с многочисленными жертвами (утечка газа вызвала взрыв во время прохождения над местом скопления газов двух пассажирских поездов), его забросили, а проложенные трубы частично растащили на металлолом. “Этого продуктопровода уже практически не существует. Что-то было демонтировано, что-то используется под другие нужды, вплоть до водоснабжения. Фактически пришлось бы строить продуктопровод с нуля. Это колоссальные затраты, и они требуют очень четкого экономического обоснования”, – говорят в “Сибуре”. Но в компании считают, что собственных мощностей Урало-Поволжья более чем достаточно для обеспечения сырьем нефтехимических предприятий региона. В частности, новый НПЗ “Танеко” после запуска в эксплуатацию сможет выпускать 2,5 млн. т прямогонного бензина.

Впрочем, как отмечает президент “Сибура” Дмитрий Конов, при прочих равных условиях прокачка ШФЛУ по трубе дешевле железнодорожных перевозок. В США, например, доминируют поставки по трубопроводам. Поэтому “Сибур” рассматривает возможность строительства продуктопровода от северных ГПЗ – но не в Поволжье, а к своему нефтехимическому заводу в Тобольске. Когда это произойдет, введенная в строй эстакада станет резервным, дублирующим отгрузочным узлом, а затраты на ее строительство уже должны будут окупиться. На первом этапе предполагается возведение 400-километровой трубы от Южно-Балыкского ГПЗ до Тобольска, строительство этого ШФЛУ-провода уже началось. (Эксперт/Энергетика и энергоресурсы Украины, СНГ, мира)