Мощности энергетических компаний не обновлялись с момента заводской сборки. В то же время у правительства отсутствуют средства для масштабных инвестиций в отрасль. Получается замкнутый круг, разорвать который может приватизация и приход инвестора.

Недавно Кабинет министров утвердил приватизационные конкурсы еще двух энергокомпаний – 25% акций “Днипрэнерго” и 40,061% акций “Донецкоблэнерго” со стартовой ценой в размере 1,174 млрд. грн. и 449,5 млн. грн. соответственно. Стартовые цены вновь оказались завышены по сравнению с рыночными котировками. Так, по “Днипрэнерго” стоимость пакета выше на 20%, а по “Донецкоблэнерго” – в 4,7 раза.

Это не первый раз, когда Фонд госимущества Украины (ФГИ) завышает стоимость приватизируемых активов. Напомним, что ранее на продажу были выставлены 45,1% акций “Захидэнерго” (+38% к рынку) и 25% акций “Киевэнерго” (+2,7 раза).

Пока неизвестно, как скажется на интересе к конкурсам завышенная цена, но привлекать инвесторов в отрасль жизненно важно. Ведь мощности украинских теплоэлектростанций (ТЭС) изношены на 80%, а сети энергопоставляющих компаний – на 60%. Последние двадцать лет в Украине почти не вводились новые мощности, что значительно повысило средний возраст генерирующих активов ТЭС.

“Большая часть блоков на украинских ТЭС была построены в 60-80-х годах прошлого столетия. Срок эксплуатации около 38% блоков превышает сорок лет, 68 энергоблоков мощностью 16,5 МВт уже превысили нормативный ресурс в два-три раза, заводские ремонты не осуществлялись”, – отмечает Петр Омельяновский, президент НАК “Энергетическая компания Украины” (ЭКУ). Более того, через три-пять лет в связи с исчерпанием ресурса металла и других составляющих энергооборудования блоки должны быть выведены из эксплуатации.

При этом модернизации генерирующих мощностей и снятия сетевых ограничений будет недостаточно для покрытия спроса в 2030 г. Так, начиная с 2015-20 гг. понадобится введение новых мощностей. “Проектом обновленной экономической стратегии Украины предусматривается рост потребления электроэнергии с 189 млрд. кВт-ч в год – до 272 млрд. кВт-ч в год к 2030 г.”, – рассказывает Никита Константинов, директор департамента стратегической политики, инвестиций и ядерно-энергетического комплекса Министерства энергетики и угольной промышленности Украины.

Учитывая в основном эти факторы, а также отсутствие средств на развитие энергетических активов, правительство Украины решило начать приватизацию предприятий теплоэнергетической отрасли. Как отметил председатель ФГИ Александр Рябченко, путем приватизации власти рассчитывают привлечь инвесторов в отрасль для модернизации мощностей энергокомпаний. “Фонд рассчитывает на конкуренцию. Чем больше компаний будет на конкурсе – тем лучше. Все, в том числе и текущие собственники энергокомпаний, могут принимать участие. А среди них есть представители украинского бизнеса, российского, американские и европейские инвесторы”, – сказал он.

По словам Рябченко, ФГИ стремится провести приватизацию так, чтобы не было подозрений, мол, конкурс проведен под определенного участника, поэтому и стартовые цены за компании были выставлены на 40% выше рыночных.

По подсчетам НАК “ЭКУ”, для первоочередного обновления 14 ГВт мощностей ТЭС с установкой пылегазоочистного оборудования необходимо инвестировать 96 млрд. грн. ($12 млрд.). Для обеспечения дополнительного строительства новых энергоблоков мощностью 6,9 ГВт при базовом сценарии и 11 ГВт при максимальном сценарии роста спроса – 156 млрд. грн. ($19,5 млрд.), включая 43 млрд. грн. ($5,4 млрд.) на установку пылегазоочистного оборудования.

Для популяризации продажи акций энергокомпаний ФГИ решилось на беспрецедентный в истории украинской приватизации шаг – фактически road show предлагаемых активов. Был организован телемост с Франкфуртом-на-Майне, мероприятие транслировалось через интернет, за ним наблюдало 4 тыс. инвесторов во всем мире.

Аналитики различных инвесткомпаний позитивно оценили проведение открытой он-лайн презентации. “Идея новая. Хорошо, что была не пресс-конференция, а интерактивное мероприятие. В президиуме были собраны все ключевые персоны”, – отметил Дмитрий Чурин из Eavex Capital.

Сергей Невмержицкий из Troika Dialog отмечает, что во время мероприятия можно задавать вопросы спикерам. “Это огромный плюс, поскольку просто так они трудно доступны”, – сказал он. Станислав Зеленецкий из Art Capital также отмечает факт трансляции мероприятия в интернете. “Я смотрел презентацию через веб-каст. В целом все нормально, открыто. Смог задать вопрос, получил ответ”, – говорит он.

Стоит отметить, что европейцев больше всего волновала тема энергобезопасности. Например, Инна Кирш, представитель Секретариата Европарламента, уточнила, что Евросоюзу жизненно важно понимать, как приватизация может использоваться в качестве инструмента по повышению надежности энергетической системы в Украине и безопасности энергопоставок.

Естественно, что устаревание энергоблоков повышает риск выхода оборудования из строя, поэтому, как объяснил Константинов, привлечение инвесторов, которые будут вкладывать в модернизацию устаревших мощностей, поспособствует повышению надежности и безопасности энергосистемы Украины, а также единой энергосистемы Евросоюза. “Кроме того, новые мощности означают, что Украина будет иметь больше возможностей для интеграции в европейскую энергетику через Энергетическое сообщество и Зону свободной торговли”, – добавил эксперт.

Также необходимо добавить, что наряду с приватизацией и модернизацией Минэнергоугля планирует либерализацию энергорынка Украины, что предусматривает улучшение действующей законодательной базы. Например, уже идет процесс гармонизации регуляторных актов в соответствии с нормами Евросоюза, в частности – по сокращению выбросов в атмосферу на энергоблоках ТЭС. “Поэтому, чтобы украинская энергетика могла соответствовать евронормам, необходимо привлекать инвестиции путем приватизации объектов”, – подчеркнул Константинов.

Кроме модернизации перед инвесторами стоит и ряд других задач. В частности – это погашение кредиторской задолженности энергогенерации. На 1 октября 2011 г. она достигла 10,9 млрд. грн., из которых на “Захидэнерго” приходится 2,048 млрд. грн., “Донбассэнерго” – 2,021 млрд. грн., “Центрэнерго” – 1,647 млрд. грн., “Днипрэнерго” – 0,813 млрд. грн., “Киевэнерго” – 2,609 млрд. грн..

Согласно условиям приватизации “Захидэнерго” и “Киеэвэнерго”, инвестор должен погасить задолженность компаний перед госбюджетом, пенсионным фондом и фондами социального страхования, а также в случае с “Киевэнерго” – перед госпредприятием “Энергорынок”.

Еще одним важным условием приватизации, на котором настаивает государство, является то, что инвестор должен загрузить мощности купленных энергокомпаний на 70% углем украинского происхождения. “Инвестор не может отказаться от этого. Это государственная позиция”, – отметил Рябченко. Таким образом, по его словам, Украина раскрывает для инвестора угольную отрасль страны. “Появляется возможность развития углепрома”, – отметил глава ФГИ.

Специалисты поддерживают эту позицию. Владимир Мазюр, и.о. главы правления “Захидэнерго”, говорит, что мощности этой компании строились из расчета потребления углей Львовско-Волынского бассейна. “У других углей другие показатели температуры плавления золы”, – сказал топ-менеджер, добавив, что такое обязательство инвестора придаст импульс развития угольным шахтам Западного региона Украины. (Укррудпром/Энергетика Украины, СНГ, мира)