Обустройство структуры Субботина на прикерченском шельфе Черного моря может стать самым масштабным проектом нефтедобычи времен украинской независимости. Тут на одной чаше весов миллионы тонн нефтяного сырья, которые предполагается извлечь из субботинских недр, на другой – миллиарды гривен, которые необходимо инвестировать в проект.

Технико-экономическое обоснование обустройства структуры Субботина Кабинет министров утвердил 18 января, в канун Крещения. Согласно правительственным ожиданиям максимальная добыча на данном участке может составить 1,2 тыс. т нефти в сутки. Сейчас “Чорноморнафтогаз” добывает за целый год (!) всего лишь в 4 раза больше – 8,8 тыс. т. Таким образом, субботинский проект может стать прорубью, через которую в страну хлынет шельфовая нефть. Но с тем же успехом, через нее могут вытечь изрядные суммы государственных денег. Пока что освоение этой структуры оценивается примерно в 900 млн. грн. Хотя, как показывает практика подобных проектов, они редко удерживаются в рамках начальной сметы. Так что можно смело говорить о миллиардных инвестициях. И это только на первом этапе.

Министерству энергетики и угольной промышленности сегодня необходимо педалировать добычу на структуре Субботина. Ее удачная разработка – самый верный способ защиты от обвинений в закупке двух плавучих самоподъемных буровых установок по завышенным ценам у подставных фирм. Первая такая СПБУ, названная “Петр Годованец”, обошлась “Чорноморнафтогазу” в $400 млн. и предназначена как раз для работ на структуре Субботина. Согласно сообщениям СМИ реальная рыночная цена такой установки – на $150 млн. ниже уплаченной, а ее продавец – компания Highway Investment Processing – вскоре после сделки объявила о своей ликвидации. Глава Минэнергоугля Юрий Бойко назвал подобные заявления спекуляциями, направленными на то, чтобы сорвать планы Украины по добыче энергоносителей на шельфе.

Возглавляемое им ведомство даже привлекло американскую компанию Halliburton для проведения аудита закупки первой буровой установки. Ее представители нарушений не обнаружили. Согласно отчету Halliburton начальная покупная цена СПБУ составляет $248,5 млн., а еще $144,32 млн. – это стоимость дополнительного оборудования, услуг и доставки, и это нормально. Правда, американцам в данном случае трудно быть беспристрастными, ведь именно с этой компанией подписан контракт на обслуживание новой установки. Да и ранее она являлась крупным партнером “Чорноморнафтогаза” при разведке структуры Субботина, в частности поставляла ему буровое оборудование.

Тем не менее, в декабре прошлого года новая установка уже пересекла Босфор и, вероятно, во втором квартале прибудет на место постоянной дислокации. Сейчас ей нужно обратно приварить “ноги”, отрезанные при прохождении турецких проливов, разработать схему буксировки и установить необходимое геофизическое оборудование у украинских берегов. По словам председателя правления “Чорноморнафтогаза” Валерия Ясюка, новая установка бурит в 3-4 раза быстрее и в полтора раза глубже, чем имеющиеся сейчас в распоряжении компании старые буровые “Таврида” и “Сиваш”. В частности, “Петр Годованец” может работать на морских глубинах до 120 м и вгрызаться в дно на 9000 м.

Правда, применять максимум своих возможностей новой СПБУ пока не придется. Структура Субботина лежит на мелководье, примерно в 23 км на юг от береговой линии Керченского полуострова. Высота водяного столба в этом районе 50-70 м. Четыре уже пробуренные здесь скважины достигают глубин 3-4 тыс. м. Не исключено, конечно, что в процессе дальнейших исследований залежи углеводородов будут выявлены и на более низких горизонтах. С другой стороны, украинская буровая установка в будущем может сдаваться в аренду сторонним пользователям. Сейчас в Черноморском бассейне работает фактически только одна современная буровая – на румынском шельфе. Исходя же из растущего интереса к шельфовым поискам и других стран региона – России, Турции, Болгарии, спрос на подобную технику, вероятно, будет расти. Хотя, если исходить из нынешних заявлений Минэнергоугля, не для того оно покупала такую дорогую “игрушку”, чтобы делиться ею с другими. Разве что с очень близкими друзьями.

Год назад Кабмин Украины дал разрешение Чорноморнафтогазу на ведение совместной деятельности с российской компанией “ЛУКойл” по освоению Субботинского месторождения. На днях руководство НАК “Нафтогаз Украины” провело в Москве переговоры о скорейшем создании СП с Газпромом для разработки шельфовой газоносной площади Палласа. Структуры Субботина и Палласа находятся почти рядом. Переместить “Петра Годованца” не составит труда. Вероятно, в Минэнергоугля и “Нафтогазе” надеются, что часть затрат на приобретение СПБУ им в будущем возместят российские партнеры. Хотя ни “ЛУКойл”, ни “Газпром” еще сами не решили, хотят ли они работать на украинском шельфе, т. е. фактически на укрепление украинской энергонезависимости. Правда, уже в первом квартале в Киеве должен открыться региональный офис добывающего подразделения “ЛУКойла” – “ЛУКойл Оверсиз”. Не примета ли?

Холдингу Вагита Алекперова, возможно, и пригодилась бы субботинская нефть, работай у него в Украине Одесский НПЗ. Но одного только шельфового ресурса для рентабельной работы завода не хватит. Да и этот ресурс ждать придется довольно долго. По прогнозам специалистов “Чорноморнафтогаза”, первую добытую на структуре Субботина нефть встречать будем в лучшем случае в конце 2012 г. – начале 2013 г. Но уже в 2015 г. можно ожидать выхода на уровень добычи порядка 120 тыс. т в год. Если, конечно, потрудиться в поте лица. Ведь закупкой дорогой буровой установки дело не ограничивается. Надо создать целую разветвленную инфраструктуру добычи.

В течение двух лет на площади Субботина предстоит построить центральную технологическую платформу, которая в меру эксплуатации залежей будет прирастать новыми блоками (кондукторными, под вертолетную площадку, под факельную консоль и т. п.). На первом заходе на Субботинском месторождении предполагается обустроить 6 эксплуатационных скважин, в дальнейшем их количество может возрасти и до 50-60. Кроме того, запланировано проложить подводный трубопровод длиной 25,4 км от центральной платформы до берега, чтобы качать по нему добытую нефть. Еще 6 км этой же трубы лягут по суше до установки по комплексной подготовке нефти и газа, которую также предстоит строить. Доведенная на этой установке до товарных кондиций нефть будет отправляться в Керчь. Сначала в автоцистернах, а если объемы добычи начнут исчисляться десятками т в месяц, не исключена прокладка отдельного нефтепровода.

На условиях самовывоза из Керчи “Чорноморнафтогаз” и сейчас продает нефть из Семеновского месторождения, эксплуатируемого им на суше Крымского полуострова. При мизерных объемах семеновской добычи на этот транспортный нюанс никто внимания не обращает. Но для покупателей шельфовой нефти, когда ее счет пойдет не на ты, а на тысячи тонн, удобнее было бы получать товар не в Керчи, а в Феодосии. Это чуть дальше от места выхода подводной трубы на поверхность, но зато в Феодосии более развита инфраструктура для хранения и отгрузки ресурса, то ли на экспорт через порт, то ли в глубь страны – по железной дороге. Тем более что местная нефтебаза, крупнейшая в Крыму, де-юре принадлежит государству.

Делить сегодня доходы от субботинской добычи – дело неблагодарное. Так и непонятно, кто будет тянуть финансовую лямку проекта дальше. Бюджетного финансирования для структуры Субботина не предусмотрено. А значит, “Чорноморнафтогазу” с “Нафтогазом” придется либо брать кредиты, либо привлекать инвестора. Соответственно, туманом окутаны и вопросы распределения продукции и прибыли. В прошлом году Чорноморнафтогаз занял на беспроцентных условиях 1,2 млрд. грн. у “Нафтогаза Украины”, который и сам не намного богаче церковной мыши. Но этих денег даже не хватило на полную оплату новой буровой установки. Текущие издержки на шельфе Чорноморнафтогаз пытается покрывать из своих текущих поступлений, но это ведет к потере темпов.

Прогнозные запасы структуры Субботина специалисты оценивают в 80-100 млн. т нефти, но извлечь, естественно, удастся далеко не все. По правительственным расчетам, капиталовложения в субботинский проект окупятся в течение 6-8 лет, тогда как эксплуатировать этот нефтедобывающий участок можно будет лет 20-30. В принципе это хотя и весьма оптимистический, но все-таки выполнимый сценарий. Если все пойдет по плану. За 8 первых лет эксплуатации Субботинской структуры здесь суммарно вряд ли будет добыто больше 1 млн. т нефти. Сегодня Чорноморнафтогаз на аукционах продает нефтяной ресурс примерно по $900/т. Вполне допустимо, что на момент появления субботинской нефти на рынке ее цена поднимется до $1000. Таким образом, выходим на простую формулу: 1 млн. т нефти – $1 млрд. дохода. Этого как раз хватит, чтобы за 8 лет выйти в ноль по понесенным ранее издержкам, включающим буровую установку, морскую и береговую инфраструктуры, эксплуатационные расходы и т. п. На бумаге вроде как складывается. Правда, действительность такой гладкой не бывает. (МинПром/Энергетика Украины, СНГ, мира)