Современная энергетическая политика Евросоюза направлена на решение трех базовых задач: повышение конкурентоспособности экономики с целью ее дальнейшего стабильного развития, укрепление энергетической безопасности, а также снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду. В наступившем веке научный подход и одобрение экономических реформ со стороны общества позволили ведущей экономике ЕС – Германии – значительно продвинуться в преодолении современных вызовов. В энергетической сфере страна укрепилась в желании продолжать двигаться курсом на снижение энергопотребления и расширение использования возобновляемых источников энергии, получившим название “энергетический поворот”, и который увязывается с высокотехнологичным и экологичным развитием народного хозяйства и, более того, является его основным компонентом.

Следует отметить, что в долгосрочной перспективе приоритетами ЕС являются недопущение повышения температуры на планете более чем на 2 оС по сравнению с доиндустриальным периодом и обеспечение снабжения энергией всего населения Земли с целью повышения качества жизни.

В настоящее время в Германии разработано значительное число программных документов, посвященных проблематике “чистого” развития экономики. В частности, в начале 2012 г. Министерство окружающей среды (“BMU”) совместно с Институтом исследования энергетики и окружающей среды (“IFEU”) и Союзом предприятий ВИЭ (“DWS”) опубликовали исследование, оценивающее возможные сценарии и общеэкономический эффект от поступательного внедрения мер по повышению энергоэффективности и использованию ВИЭ.

В указанной работе авторы проанализировали различные аспекты планируемых амбициозных энергетических преобразований и попытались ответить на четыре основных вопроса: почему необходим “энергетический поворот”, будут ли возникать дополнительные выгоды и новые экономические возможности при реализации столь глобальных планов, каковы источники дополнительного финансирования и не окажутся ли в итоге данные мероприятия слишком затратными. Кроме того, исследователи попытались оценить “вторичный” экономический эффект от широкого внедрения энергосберегающих и новых энергетических технологий во все сегменты национальной и европейской экономики.

При проведении анализа были смоделированы два основных сценария. Первый из них (базовый) предусматривал, что в долгосрочной перспективе ЕС и национальные правительства, в том числе Германии, продолжат реализацию мер по снижению выбросов СО2 и развитию секторов энергоэффективности и ВИЭ, а другой – не предполагал указанных действий. При этом каждый сценарий приводил к “развилкам”, которые описывались сценариями второго уровня.

В сфере ВИЭ в двух базовых вариантах к позитивным факторам относились увеличение численности рабочих мест как непосредственно в возобновляемой энергетике, так и в смежных отраслях, создание предпосылок для  развития экспорта и снижения ввоза ископаемого топлива.

В 2010 г. в данной отрасли Германии было занято 367 тыс. человек, что почти в два раза превысило аналогичный показатель 2004 г. (160,5 тыс.). Таким образом, в 2010 г. на национальном рынке труда каждое 100-е рабочее место было связано с “чистой” энергетикой.

Структура занятости в возобновляемой энергетике Германии в 2004-2010 гг., тыс. человек

  2004 г. 2007 г. 2009 г. 2010 г.
Ветроэнергетика 69,9 85,7 102,1 91,1
Биотопливная промышленность 56,8 119,5 128,0 122,0
Солнечная энергетика 25,1 49,2 80,6 120,9
Гидроэнергетика 9,5 8,1 7,8 7,6
Геотермальная энергетика 1,8 10,3 14,5 13,3
НИОКР ВИЭ 3,4 4,5 6,5 7,5

Источник: “Forschungsradar Erneuerbare Energien”.

Обращает на себя внимание тот факт, что в период экономической турбулентности конца первого десятилетия XXI в. в большинстве сегментов сферы ВИЭ число занятых незначительно сократилось (на 3-13%), и лишь солнечная энергетика и сектор НИОКР демонстрировали уверенный рост – на 50% и 15% соответственно.

Национальная отрасль ВИЭ тесно связана с внешней торговлей. Поскольку экономика Германии ориентирована в основном на экспорт, то активное внедрение соответствующих технологий в европейском и мировом хозяйствах, по мнению исследователей, может предоставить стране неплохой шанс расширения вывоза соответствующих “ноу-хау” и оборудования за рубеж и дальнейшего укрепления позиций страны на мировом рынке высоких технологий.

Текущее смещение расходной части энергобаланса Германии в сторону электроэнергии, вырабатываемой в том числе с использованием ВИЭ, позволяет предположить, что в дальнейшем расходы на закупку нефти и газа, поступающих по каналам внешней торговли, будут стабилизироваться.

В обоих основных сценариях проблемным являлось то обстоятельство, что, по меньшей мере, в краткосрочной перспективе стоимость “чистой” энергии (электрической и тепловой) будет превышать аналогичный показатель для энергии, выработанной с использованием традиционных энергоносителей. Поэтому данная ситуация будет определять дальнейший рост субвенций, компенсационных выплат производителям в рамках закона “EEG” (“feed-in-tariffs”) и иных видов бюджетных расходов, направленных на стимулирование развития сектора ВИЭ. Кроме того, на долгосрочном горизонте планирования существенную неопределенность в прогноз вносили такие факторы, как поведение цен на углеводородные энергоносители, способность национальных компаний к развитию экспортного потенциала и возможность использования ВИЭ в ряде проблемных с этой точки зрения регионов (например, на островах).

Что касается цен на ископаемое топливо, то, согласно исследовательской модели, в условиях отсутствия дополнительных инвестиционных вложений в сектор ВИЭ их рост стимулировал занятость в возобновляемой энергетике, а низкие цены на углеводороды, наоборот, являлись сдерживающим фактором при создании новых рабочих мест в отрасли.

Примерное отклонение числа занятых от “базового” сценария в ФРГ в зависимости от цен на углеводороды до 2030 г., тыс. человек

  I II
2015 г. 10 12
2020 г. 26 27
2025 г. 105 90
2030 г. 170 140

Примечание. I – при высоких ценах на углеводороды, II – при понижательной динамике цен.

Источник: “Forschungsradar Erneuerbare Energien”.

Таким образом, предпочтительным вариантом является сценарий, предусматривающий поддержку сферы ВИЭ, поскольку уже к 2030 г. меры по развитию возобновляемой энергетики, вне зависимости от ценовой ситуации на рынках ископаемого топлива, начинали демонстрировать существенный мультипликационный эффект, который заключался в следующем:

в сектор ВИЭ поступали новые инвестиции, и это способствовало созданию дополнительной прибавочной стоимости в масштабах национальной экономики;

тепловая энергия, выработанная на базе ВИЭ, достигала ценового паритета с энергией, произведенной с использованием углеводородов, к 2023 г.;

цена на ВИЭ-электроэнергию становилась конкурентоспособной после 2027 г., при этом в дальнейшем процесс снижения ее стоимости имел тенденцию к ускорению;

затраты на импорт углеводородов снижались ввиду их замещения возобновляемыми источниками энергии;

создавались новые рабочие места в смежных отраслях промышленности, в том числе в металлообработке и сфере услуг.

В сфере энергоэффективности анализ проводился путем сравнения трех вариантов потребления первичной энергии: “базового”, “амбициозного” и “умеренного”. Первый сценарий подразумевал реализацию мер, разработанных правительством Германии и направленных на ускорение развития данной сферы, “амбициозный” – предполагал активную всестороннюю поддержку сектора в условиях рационального использования инвестиций, “умеренный” – не ставил дополнительных целей.

Отклонение основных экономических показателей страны при реализации “амбициозного” сценария по развитию сферы энергоэффективности по сравнению с “базовым” сценарием до 2030 г., %

  2011 г. 2015 г. 2020 г. 2025 г. 2030 г.
Темпы прироста ВВП 0,3 0,4 0,7 0,8 0,8
Темпы изменения частного потребления 0,2 0,4 0,8 1,0 1,2
Темпы изменения государственного потребления 0 0 0 0 – 0,1
Темпы прироста промышленного производства 1,4 1,4 1,9 2,2 2,4
Темпы прироста сектора недвижимости 1,4 1,5 2,5 2,0 1,5
Темпы прироста экспорта 0 0 0 0 0
Темпы прироста импорта 0,2 0,2 0,3 0,3 0,2
Темпы снижения потребления первичной энергии 0,7 3,2 6,2 8,7 10,2

Источник: “Forschungsradar Erneuerbare Energien”.

В указанной таблице обращает на себя внимание ускоряющееся снижение потребления первичной энергии – к 2030 г. добавочный эффект от реализации “амбициозного” плана энергоэффективности превысил 10% (в 2011 г. вклад соответствующих технологий составил 0,7%).

Движение по “амбициозному” сценарию предполагает дополнительное инвестирование финансовых средств в 12 млрд. евро в год до 2020 г. и 18 млрд. – в 2020-2030 гг. В итоге сумма накопленных капиталовложений может достичь 300 млрд. евро.

В целом указанный путь развития национальной экономики является более предпочтительным ввиду того, что:

в народное хозяйство поступают дополнительные инвестиции, что благоприятно отражается на выпуске продукции и занятости населения;

в долгосрочной перспективе капиталовложения возвращаются в виде снижения расходов на приобретение энергии на внутреннем рынке;

снижается импорт ископаемого топлива и повышается энергобезопасность государства;

при опережающем развитии данного сектора внутри страны национальные компании имеют возможность укрепить позиции на внешних рынках;

в энергоемких отраслях высвобождается часть рабочей силы, что благоприятно отражается на экономике страны в целом;

повышается общая производительность труда;

высвобождение части денежных средств в частном секторе стимулирует внутреннее потребление.

Развитие сферы энергоэффективности оказывает положительное влияние на рынок труда. К 2020 г. в секторе недвижимости дополнительный спрос на рабочую силу может составить до 35 тыс. человек, в обрабатывающей промышленности – около 14 тыс. В целом по экономике потенциал занятости оценивается в 130 тыс. новых рабочих мест в год. До 2030 г. в финансовом выражении экономический эффект положителен и составляет примерно 21 млрд. евро.

Негативным фактором данного сценария является то обстоятельство, что увеличение соответствующих амортизационных отчислений предприятий приведет к росту финансовой нагрузки на население и государственный бюджет.

“Умеренный” вариант значительно проигрывает “базовому” и тем более “амбициозному” сценариям. В случае его реализации Германия может столкнуться с проблемой занятости, усилением зависимости экономики от импорта энергоносителей, а также снижением конкурентоспособности национальных предприятий на внешних рынках.

“Энергетический поворот” ФРГ благоприятно воздействует на экономику субъектов федерации. В 2000-е годы ряд северных и южных регионов страны продемонстрировал уверенный экономический рост благодаря развитию ветрогенерации. Высокий уровень развития промышленности страны может позволить германским компаниям значительно расширить также внешнеторговый оборот, поскольку мировой рынок ВЭИ постоянно увеличивается. В 2004 г. его оборот составил 60 млрд. евро в ценах 2008 г., в 2005 г. – 81, в 2006 г. – 104, в 2007 г. – 133, в 2008 г. – 154, в 2010 г. – 224, а в долгосрочной перспективе данный показатель может резко возрасти: к 2020 г. – до 419 млрд. евро, к 2030 г. – до 590 млрд.

Сфера энергоэффективности также является одним из важных “драйверов” развития экономики страны. Разработка и внедрение новых технологий стимулируют внутренний спрос и придают дополнительный импульс внешней торговле путем повышения потребительских качеств товаров различного назначения, реализуемых не только промышленными и оптовыми компаниями, но и посредством системы розничной торговли.

Кроме того, низкоуглеродная энергетика обуславливает снижение вредных выбросов в окружающую среду, а также предполагает дальнейшее развитие не только экономики, но и общества в целом. (БИКИ/Энергетика Украины, СНГ, мира)