В Минэнергоугля подготовили обновленную версию Энергетической стратегии Украины. Согласно документу, в 2025-2030 гг. в стране наступит энергетический расцвет. На ближайшие годы стратегия великих перемен не обещает. Единственное, на что можно рассчитывать, – это полный отказ от импорта электроэнергии. В сегментах газа, нефти и угля зависимость от внешних источников будет оставаться высокой.

Специалисты Минэнергоугля предлагают обновлять Энергетическую стратегию страны каждые 5 лет. При этом в преамбуле проекта они признают, что за предыдущую пятилетку значительная часть мероприятий, предусмотренных нынешней редакцией стратегии выполнена не была. Впрочем, через следующие 5 лет ситуация может повториться и установленные сегодня ориентиры опять будут пересмотрены и передвинуты. Поэтому о реалистичности чиновничьих прогнозов и эффективности государственной энергополитики справедливее судить не по цифрам, указанным на финишном этапе в 2030 г., а по более близким индикаторам. Первой промежуточной датой в балансах, которыми богата стратегия, фигурирует 2015 г.

Электрическая энергия

Согласно обновленной версии стратегии к 2030 г. потребление электричества в Украине должно вырасти ровно вдвое. Однако в 2015 г. такой динамики рынок еще не прочувствует. Спрос на электрическую энергию должен возрасти со 191 ТВт/ч до 215 ТВт/ч в основном за счет нужд промышленности. Этому будут способствовать перевод сталеплавильного производства с мартеновского на электроконверторное и электродуговое и увеличение объемов производства в наиболее энергоемком сегменте химической индустрии – производстве кислорода и промышленных газов.

По дивному стечению обстоятельств объем производства электроэнергии в 2015 г. один в один сходится с прогнозируемым уровнем спроса, т.е. подтянется до тех же 215 ТВт/ч. Причем поднатужиться в этот период придется в основном тепловым электростанциям, от которых ожидают увеличения объемов генерации на 14-15 ТВт/ч против результатов 2010 г. В то же время от АЭС дополнительно ждут лишь 6-7 ТВт/ч. А вот чего от энергетиков не ждут, так это уменьшения потерь электричеств в сетях. И в 2010 г., и в 2015 г. объем таких потерь оценивается одинаково – 22 ТВт/ч. И хотя в процентном выражении показатель потерь вроде бы уменьшается – с 13% до 10,5%, все равно он остается примерно в 2 раза выше, чем в странах ЕС. Главная причина потерь – изношенность оборудования. 35% высоковольтных линий передач эксплуатируется уже более 40 лет. К тому же исчерпали свой ресурс 55% трансформаторных подстанций и 31% распределительных сетей. Через эти бреши и улетучиваются киловатт-часы.

Не лучше, а скорее даже хуже, обстоит дело с износом непосредственно тепловых электростанций. Следовательно, надежды на то, что к 2015 году они нарастят объемы производства более чем на 20%, можно назвать довольно смелыми. Ведь по состоянию на конец 2010 г. 84% блоков ТЭС уже превысили границу своего физического износа.

В атомной энергетике объекты еще не перешли грань старения, но уже приближаются к ней. В ближайшие 10 лет более 70% отечественных атомных блоков будут нуждаться в продлении сроков эксплуатации. К тому же, как настаивает Минэнергоугля, уже в 2014-2015 гг. на правительственном уровне необходимо принять решение о строительстве новых блоков АЭС на смену тем, что будут выводиться из эксплуатации после 2030 г. Обойдутся эти блоки самое меньшее в 100 млрд. грн. Для сравнения: меры, необходимые для продления срока эксплуатации действующих энергоблоков, оцениваются в 26,4 млрд. грн., строительство 3 и 4 энергоблоков на Хмельницкой АЭС – в 42 млрд. грн. Кроме того, в период до 2020 г. планируется вложить 20 млрд. грн. в создание собственного цикла производства ядерного топлива, в т. ч. 10 млрд. грн. – в добычу урана и по 5 млрд. грн. в циркониевое производство и непосредственно выпуск топлива. Единственное, что Украина не будет делать у себя на территории, – обогащать уран. Зато хранить отработанное топливо в перспективе планируется на специализированном комплексе при Запорожской АЭС. Сегодня же все эти ядерные отходы отправляются в Россию.

Уголь

В течение последних 15 лет уровень добычи угля в Украине держался в диапазоне 72-83 млн. т в год, хотя еще в 1991 г. страна добывала 135 млн. т угля. И Президент, и члены правительства неоднократно заявляли о желании довести производство угля до 100 млн. т в максимально сжатые сроки. Но, если верить проекту обновленной энергостратегии, быстро не получится – не раньше, чем в 2025 г. В последние три года действительно наблюдается позитивная производственная динамика в данной отрасли. Добыча угля увеличилась на 10 млн. т – с 72 млн. т в 2009 до 82 млн. т в 2011. Но при этом большинство государственных шахт остаются убыточными, а значит, рост добычи ложится дополнительным бременем на бюджет. Ожидаемый в ближайшие годы процесс приватизации госшахт, возможно, на некоторое время замедлит темпы роста угледобычи, но в то же время сделает ее эффективнее.

Другой важный нюанс заключается в том, что увеличение производства угля происходит исключительно за счет энергетических марок. Угля же для коксования горняки добывают с каждым годом все меньше и меньше. В 2010 г. его добыли 24 млн. т, в 2011 г. – 22 млн. т. Это самые низкие показатели за весь период независимости. Например, в 1991 г. структура выхода угля на украинских шахтах была кардинально противоположной: 80 млн. т приходилось на коксующиеся марки и только 51 млн. т на энергетические.

В 2015 г., согласно обновленной энергостратегии, ожидается добыча 56,2 млн. т рядового энергетического угля и 27,3 млн. т угля для коксования. Такого количества не хватит до удовлетворения внутреннего спроса, поэтому еще 7,6 млн. т ресурса придется завезти по импорту. Нетрудно догадаться, что речь идет преимущественно об удовлетворении нужд предприятий ГМК.

Как полагают разработчики стратегии, чтобы в целом увеличить добычу угля в стране на 30 млн. т против нынешнего уровня, в отрасль необходимо инвестировать 50 млрд. грн. В Минэнергоугля считают, что такие вложения по силам только частным инвесторам – в силу ограниченности как финансовых ресурсов государства, так и управленческих рычагов и соответствующего опыта. Поэтому государство может лишь предложить шахтам свою скромную поддержку в процессе реструктуризации и приватизации в виде тех или иных субсидий, но с оговоркой, что с каждым годом они будут сокращаться на 20% и через 5 лет иссякнут полностью.

В целом на протяжении 2011-2030 гг. в угольную отрасль государство готово инвестировать на порядок меньше средств, чем в ту же электроэнергетику или нефтегазодобычу – всего лишь 83 млрд. грн. Из них 19,4 млрд. грн. должно пойти на закрытие убыточных шахт и социальную поддержку уволенных горняков, а 63,4 млрд. грн. – на модернизацию шахтного фонда (50 млрд. грн. – на предприятиях, добывающих энергетический уголь, 13,4 млрд. грн. – коксующийся). В глобальном плане энергетическая стратегия предусматривает ликвидацию госпредприятия “Уголь Украины”, введение биржевой формы торговли углем и закрытие или консервацию шахт, не вызвавших интереса у инвесторов. Эти пункты вполне возможно выполнить уже до 2015 г.

Нефть и газ

Общий объем планируемых государственных инвестиций в нефтегазовую отрасль предполагается в пределах 513 млрд. грн., из которых львиная доля (более 70%) предназначается на увеличение добычи газа и усовершенствование его доставки конечным потребителям. В то же время перспективы собственной добычи нефти выглядят довольно грустно. Она будет падать, по крайней мере, до 2025 г.

Еще пять лет назад Украина добывала 4,5 млн. т нефти с конденсатом. В 2010 г. этот показатель сократился до 3,6 млн. т, а в 2015 г., вероятно, опустится еще ниже – до 2,8 млн. т. Хотя даже это еще не дно. К 2020 г. национальная нефтедобыча может упасть до 1,7 млн. т. Как объясняют составители энергетической стратегии, причина таких безрадостных ожиданий – истощение больших месторождений, открытых еще в советские времена, и низкий коэффициент извлечения нефти (в среднем не выше 30%). Заменить исчерпавшие себя месторождения нечем. К 2020 г. в эксплуатацию будет введено не более 10 новых нефтяных месторождений, из которых лишь одно относится к числу крупных – Субботинское на шельфе Черного моря.

Таким образом, и в близкой, и в отдаленной перспективе Украина останется крупным импортером как нефти, так и нефтепродуктов. Объем зарубежных закупок нефтяного сырья оценивается стратегией в интервале 9-10 млн. т в год, спрос на топливо к 2030 г. предположительно увеличится вдвое – с 11,4 млн. т до 22,8 млн. т. Вернуть показатели нефтедобычи хотя бы на уровень 2006 г. возможно только за счет вложения 30-40 млрд. грн. в обустройство новых скважин (20% суммы – геологоразведочные, 80% – эксплуатационные расходы). В этом случае вероятно раскрытие до сотни мелких месторождений на суше с суммарным потенциалом 2,8 млн. т нефти в год. Однако следует иметь ввиду, что и себестоимость отечественной добычи “черного золота” будет повышаться: с $10-12/барр. в 2010 г. до $25-27 – в 2020 г. и $30-32 – в 2030 г.

Относительно шельфовой нефтедобычи авторы стратегии высказываются довольно осторожно, ссылаясь на то, что углеводородные ресурсы региона еще слабо изучены. Но, по предварительным оценкам, серьезными объемами добытой нефти шельф может похвастаться лишь где-то к 2030 г. В случае инвестиций в морскую разведку и добычу 55-60 млрд. грн. к указанному сроку можно будет выйти на получение 3,5 млн. т нефти и газового конденсата при себестоимости в пределах $15-40/барр.

Однако главная болевая точка украинской энергетики – это не нефть, а газ. Бороться с его дефицитом можно двумя методами: либо сокращать потребление, либо наращивать собственную добычу. Но затягивать пояса уже особо некуда. Как прогнозируется в энергетической стратегии, спрос на газ в стране будет падать, но довольно медленно. Только к концу следующего десятилетия он опустится немного ниже 50 млрд. куб. м в год.

Поэтому ставка все же делается на интенсификацию газодобычи. Хотя и здесь не все просто.

Самое большее, что можно выжать из традиционных месторождений, – это сохранение нынешних объемов добычи газа (20-21 млрд. куб. м за год). Добавочный ресурс могут дать только нетрадиционные источники – шельф, плотные породы, сланцевые и метановые пласты. Загвоздка лишь в том, что отдачу от них, даже согласно оптимистическому сценарию, почувствовать удастся лишь после 2020 г. Причем главные надежды в Минэнергоугля связывают все-таки не со сланцевым газом, вокруг которого сегодня так много суеты, а с освоением шельфа и плотных пород.

В частности, как следует из обновленной редакции энергостратегии, при удачных результатах геологоразведки глубоководная шельфовая добыча может стартовать в 2022 году и достичь показателя в 7-9 млрд. куб. м к 2030 г. Относительно же газа плотных пород составители стратегии высказываются как о наиболее перспективном для Украины виде нетрадиционного газа. Его добыча может начаться уже в 2017 г., и в 2030 г. предположительно выйдет на те же 7-9 млрд. куб. м. И метановый, и сланцевый газ, по сравнению с ним, сложнее по технологиям извлечения и дороже по себестоимости. По предварительным оценкам, украинские ресурсы газа в плотных породах могут составить от 2 до 8 трлн. куб. м, а сосредоточены они на глубинах 4000-4500 м. Ряд иностранных компаний уже выразили желание провести более тщательную оценку этих запасов. Если, к несчастью, запасы не подтвердятся, соскочить с российской “газовой иглы” будет еще труднее. (МинПром/Энергетика Украины, СНГ, мира)