Ввиду наличия индустриализированной экономики, а также суровых погодных условий Канада является одним из крупнейших в мире потребителей электроэнергии в расчете на душу населения. При этом страна обладает ресурсами как для развития традиционных видов энергетики (она владеет крупнейшими в мире запасами нефти и природного газа в пров. Альберта и урана в пров. Саскачеван), так и сферы возобновляемых источников энергии (ввиду наличия крупных рек и озер, сильных постоянных ветров в центральном и восточном районах, а также наиболее высоких морских приливов в пров. Новая Шотландия – заливе Фанди).

В энергетическом хозяйстве Канады приоритетным направлением развития является сфера ВИЭ. С 2009 г., когда вступил в силу закон о развитии “зеленой” энергетики, только в пров. Онтарио, ставшей первой провинцией в Североамериканском регионе, которая ввела долгосрочные гарантии на тарифы для производителей электроэнергии из возобновляемых источников, было выдано около 2 тыс. разрешений на реализацию соответствующих проектов суммарной мощностью 4,6 ГВт. Как ожидается, до 2015 г. новые мощности ветровых, солнечных и биогазовых электростанций в провинции составят 11 ГВт. Быстрый рост сферы ВИЭ вызван необходимостью, обусловленной тем, что к 2014 г. правительство Канады намерено вывести из эксплуатации угольные электростанции, а до 2016 г. – четыре атомных реактора ввиду окончания срока эксплуатации данных генерирующих мощностей.

В середине марта 2012 г. в национальный закон о “зеленой” энергетике пров. Онтарио были внесены некоторые изменения. В том числе было законодательно закреплено существенное снижение действующих тарифов на подключение генерирующих объектов к общим силовым сетям. При этом коэффициенты к базовому тарифу были дифференцированы в зависимости от вида используемого источника энергии и его мощности. В солнечной энергетике в зависимости от мощности оборудования снижение составило 9,6-31,5%, в ветровой – 15%.

Данные о тарифах на подключение к сети для производителей электроэнергии из возобновляемых источников в пров. Онтарио в марте 2012 г., кан. цент

Мощность ВИЭ-оборудования Ранее действующий тариф Новый тариф Изменение к ранее действующему тарифу, %
ФГУ, устанавливаемые на крышах зданий до 10 кВт 80,2 54,9 68,5
10-100 кВт 71,3 54,8 76,9
100-500 кВт 63,5 53,9 84,9
Более 500 кВт 53,9 48,7 90,4
ФГУ, размещаемые в иных местах до 10 кВт 64,2 44,5 69,3
10-500 кВт 44,3 38,8 87,6
500 кВт  5 МВт 44,3 35,0 79,0
более 5 МВт 44,3 34,7 78,3
Ветрогенераторы Любой мощности 13,5 11,5 85,2
ГЭС до 10 МВт 13,1 13,1 0,0
10  50 МВт 12,2 12,2 0,0
Оборудование, использующее биомассу до 10 МВт 13,8 13,8 0,0
более 10 МВт 13,0 13,0 0,0
Оборудование, использующее отходы фермерских хозяйств до 100 кВт 19,5 19,5 0,0
100-250 кВт 18,5 18,5 0,0
Прочие установки на базе биомассы до 500 кВт 16,0 16,0 0,0
500 кВт – 10 МВт 14,7 14,7 0,0
более 10 МВт 10,4 10,4 0,0
Оборудование на базе метана, получаемого из захоронений ТБО до 10 МВт 11,1 11,1 0,0
более 10 МВт 10,3 10,3 0,0

Источник: Министерство энергетики Онтарио.

Еще одно изменение коснулось процедуры выдачи разрешений на ведение деятельности, в результате которого срок между подачей заявки и началом производства электроэнергии сократится на 25%. Несмотря на это данная программа имеет множество противников, а, по прогнозам энергетической компании “Aegent Energy Advisor”, к 2016 г. (несмотря на обещания правительства) тарифы на электроэнергию для потребителей возрастут на 36-58% к уровню 2007 г.

По данным Министерства энергетики Канады, частные инвестиции в сферу ВИЭ, в которой с начала 2009 г. было создано 20 тыс. новых рабочих мест, составили в тот же период 27 млрд. кан. долл. (около 20,5 млрд. евро), а инвестиции в сферу производства и распределения электроэнергии до 2030 г. могут достичь 271 млрд. евро, из которых более половины (250 млрд.) будет израсходовано на строительство новых электростанций.

Реструктуризация энергетической отрасли Канады и рост энергопроизводства привели к необходимости модернизации системы передачи и распределения электроэнергии. Одной из проблем является удаленность мест производства электроэнергии от ее потребителей. Наибольший потенциал энергии воды имеется в северных районах пров. Онтарио, в то время как основные потребители электроэнергии сосредоточены в южной части региона, а электроэнергия, полученная с использованием ветровых станций, базирующихся на побережье Атлантического океана, будет передаваться не только в соседние провинции, но и в США. Например, для распределения и передачи ветровой энергии, произведенной в пров. Новая Шотландия и пров. Нью-Брансуик, необходимо инвестировать 2 млрд. кан. долл.

По прогнозам экспертов, общий объем инвестиций в систему распределения электроэнергии в Канаде до 2030 г. может составить около 62 млрд. кан. долл. Из них 80% будут направлены на техническое обслуживание инфраструктуры, а 20% – на строительство новой (их распределение по географическому признаку в провинциях будет следующим: Квебек и Онтарио – 20 млрд. кан. долл., Альберта – 11 млрд.).

Географическая структура потребностей в инвестициях в систему распределения электроэнергии в 2011-2030 гг., млрд. кан. долл.

Общий объем потребностей Техническое обслуживание Строительство новых сетей
Всего 62,3 50,7 11,6
Онтарио 20,6 16,6 4,0
Альберта 10,7 8,0 2,7
Квебек 21,7 19,3 2,4
Брит. Колумбия 4,0 2,5 1,5
Нью-Брансуик 0,9 0,6 0,3
Манитоба 2,4 2,1 0,3
Нов. Шотландия 0,6 0,4 0,2
Саскачеван 0,6 0,6 0,0
Прочие регионы 0,8 0,6 0,2

Источник: “Conference Board of Canada”.

Необходимый объем инвестиций в систему передачи электроэнергии в Канаде оценивается в 36 млрд. кан. долл. При этом до 2020 г. в пров. Альберта, по планам правительства, капиталовложения составят 17 млрд. кан. долл., пров. Онтарио – 5 млрд. (до 2030 г.), пров. Британской Колумбии – 4 млрд. (до 2018 г.), провинциях Манитоба и Квебек – по 3 млрд. (до 2018 г.).

Поскольку управление энергетической инфраструктурой в Канаде осуществляется местными органами власти, в стране отмечается неравномерное размещение линий электропередач, которые ориентированы преимущественно с севера на юг, в то время как восточные и западные районы государства не располагают достаточными мощностями силовых сетей.

Ввиду того, что все провинции Канады (за исключением о. Принца Эдуарда) производят электроэнергию с излишком (особенно пров. Квебек), страна входит в число немногих государств, которые экспортируют ее. В ближайшие годы, как ожидается, экспорт электроэнергии во многие американские штаты, в том числе Вашингтон, Мичиган, Миннесота и Нью-Йорк, будет расти, поэтому энергетическая инфраструктура должна быть усовершенствована в соответствии с требованиями американских потребителей. В настоящее время между Канадой и США строятся три линии электропередач, по которым транспортировка будет осуществляться в трех базовых направлениях: Альберта – Монтана, Квебек – Новая Англия, Монреаль –  Нью-Йорк.

В некоторых канадских провинциях началось внедрение так называемых умных сетей (“Smart Grids”). До бурного развития сектора ВИЭ, наблюдавшегося в Канаде в последние годы, система национального энергоснабжения была централизованной, то есть основной объем электроэнергии производился главным образом крупными электростанциями и посредством электросетей поставлялся потребителям. Преимущество подобной системы состоит в более простом поддержании необходимого баланса между потреблением и производством (его нарушение ведет, например, к изменению частоты электрического тока, составляющей в Канаде 50 Гц, а это, в свою очередь, – к немедленному принятию мер, в том числе регулировке мощности электростанции, направленной на выравнивание частоты). В случае возникновения значительных колебаний частоты сеть становится нестабильной, поэтому сетевой оператор вынужден отключать как потребителей, так и производителей электроэнергии. Наряду с этим централизованно управляемые сети перестают справляться с возрастающими нагрузками и, кроме того, в них по различным причинам (нагрев проводов и т. п.) теряется до 40% передаваемой электроэнергии. А учитывая  необходимость интеграции в электросети новых независимых источников энергии, которая вызвана ростом сферы ВИЭ, требования к электросетям в ближайшие годы будут расти.

“Умные” распределительные электрические сети, эксперименты с созданием которых начались в Европе и США в 70-х годах прошлого века, позволяют создать равновесие между многочисленными производителями и потребителями электроэнергии и сделать возможным взаимодействие всех элементов для системной оптимизации, используя при этом возможности современных информационных технологий. Помимо этого, “умные” сети, по оценкам экспертов, позволили бы существенно уменьшить эмиссионные выбросы в атмосферу (к 2020 г. – более чем на 1 млрд. в СО2 эквиваленте). В Канаде действуют многочисленные программы поддержки как со стороны федеральных, так и со стороны местных органов управления. Государство предоставило компании “Clean Energy Fund” для реализации проектов в сфере ВИЭ, повышения энергоэффективности и внедрения “умных” сетей субсидии в 1 млрд. кан. долл.

Либерализация цен на углеводороды в 1985 г., признание права собственности на природные ресурсы провинций и подписание Североамериканского соглашения о свободной торговле в 1989 г. способствовали созданию в Канаде благоприятных условий для развития энергетического сектора. К тому же страна обладает значительными запасами нефти и газа и является крупным игроком на соответствующих сырьевых рынках. Крупнейшие в мире месторождения, на долю которых, по данным Геологической службы Министерства внутренних дел США, приходится до 13% недоказанных запасов нефти, 30% – природного газа и 20% сжиженного природного газа, имеются в море Бофорта. В мае 2012 г. правительство Канады объявило о намерении возобновить выдачу разрешений на осуществление поиска и добычи нефти в территориальных водах Арктики (на площади около 1 млн. га), которая была приостановлена в связи с протестами общественности. Несмотря на то, что геологоразведочные работы на шельфе в настоящее время находятся на начальном этапе развития, поскольку современные технологии не всегда позволяют проводить бурение на больших глубинах в сложных климатических условиях, добыча этих ресурсов в связи с глобальным потеплением становится все более осуществляемой и выгодной.

Существенное положительное влияние на развитие канадской нефтедобывающей промышленности оказало решение правительства США сократить зависимость от импорта нефти из стран Ближнего и Среднего Востока. По прогнозам ассоциации “Canadian Association of Petroleum Producers” (“CAPP”), добыча нефти в Канаде возрастет с 2,8 млн. барр./сут. в 2012 г. до 4,7 млн. в 2035 г., а инвестиции в сектор в тот же период составят около 2 трлн. кан. долл. В 2012 г., как ожидается, они увеличатся на 15%  до 64 млрд. кан. долл. (50 млрд. евро) к уровню 2011 г.

Поскольку нефтегазодобывающая промышленность является “локомотивом” роста общехозяйственной конъюнктуры Канады, правительство страны оказывает поддержку предприятиям соответствующих секторов, в том числе посредством поиска новых рынков сбыта, наиболее перспективным из которых считаются такие азиатские страны, как Китай, являющийся крупнейшим энергетическим рынком в мире, Япония, правительство которой планирует отказаться от использования АЭС, заменив их на ТЭС, а также Республика Корея.

Европейский рынок также обладает привлекательностью для Канады. В то время как в регионе уже работает предназначенный для европейского экспорта трубопровод между Эдмонтоном (пров. Альберта), Монреалем (пров. Квебек) и Портлендом (шт. Мэн), проект нефтепровода из Эдмонтона в Китимат (пров. Британская Колумбия), нацеленный на азиатский рынок, еще не только не был реализован, но еще даже не получил необходимые правительственные разрешения.

Одним из наиболее острых вопросов является транспортировка нефти потребителям, в первую очередь нефтеперерабатывающим заводам, расположенным в Мексиканском заливе. Проект строительства нефтепровода “Keystone XL”, по которому предполагалось поставлять нефть из Канады на нефтеперерабатывающие заводы в Хьюстон и Порт-Артур в Техасе, был заблокирован Конгрессом США. Трубопровод, длина которого должна была составить 2735 км, планировали проложить по территории шести американских штатов, в том числе Монтаны, Южной Дакоты, Небраски, Канзаса, Оклахомы и Техаса, а инвестиции в него оцениваются в 7 млрд. к. долл. Канада со своей стороны надеется на пересмотр решения после следующих президентских выборов в США, которые состоятся в ноябре 2012 г.

В настоящее время чрезвычайно актуальна тема выхода североамериканского сжиженного природного газа (СПГ) на мировой рынок. США анонсировали 7 экспортных СПГ-проектов, а Канада – 3. Очередной практический шаг для этого был сделан 2 февраля 2012 г., когда Национальный энергетический совет Канады (“NEB”) одобрил заявку “BC LNG Export Cooperative LLC” (“BC LNG”), совместного предприятия компаний “LNG Partners LLC” (50%), которая базируется в Хьюстоне (шт. Техас), и “Haisla Nation Douglas Channel LNG Limited Partnership” (50%), на осуществление экспортных операций. Первым СПГ-проектом Канады, получившим одобрение “NEB” в октябре 2011 г., было строительство плавучего СПГ-терминала в районе Китимата (пров. Британская Колумбия). СПГ-завод, который планируется создать вблизи нового нефтяного терминала “Northern Gateway”, будет расположен на плавучей платформе. Первая стадия реализации проекта, в соответствии с планами, должна завершиться в 2013 г., вторая – в 2015 г., после чего через него будет транспортироваться около 40 млн. куб. м СПГ в сутки.

В июне 2012 г. компания “Trans Canada Corp.” получила разрешение на строительство газопровода протяженностью 700 км, связывающего пров. Британская Колумбия и терминал в Китимате. Однако в настоящее время начало реализации проекта, инвестиции в который оцениваются в 4 млрд.

к. долл., откладывается в связи с протестами общественности.

В пров. Альберта также находятся крупнейшие в мире запасы тяжелой нефти, которая в условиях нестабильности цен на нефтяном рынке может стать конкурентоспособной альтернативой. В связи с частыми “скачками” нефтяных цен с 2006 г. наблюдается быстрый рост инвестиций в разработку национальных залежей битуминозных сланцев. Поскольку соответствующие техпроцессы сопряжены со значительным уровнем эмиссионных выбросов, канадские компании в борьбе за европейский рынок вынуждены предпринимать различные меры по снижению антропогенной нагрузки на окружающую среду, в том числе повышать качество добывающего оборудования (в 2009 г. Евросоюз опубликовал директиву относительно качества бензина и дизельных топлив, согласно которой к 2020 г. эмиссионные выбросы при производстве топлива должны быть снижены на 6% к уровню 2009 г.).

До следующей Канадской межправительственной конференции по энергетике, которая состоится на о. Принца Эдуарда в октябре 2012 г., Канада и объединенная Европа, заинтересованная в диверсификации поставок углеводородов на внутренний рынок, намереваются подписать глобальное экономическое и торговое соглашение. Общие для обеих сторон вопросы, такие, как геополитические условия, защита окружающей среды, доступность энергетических и природных ресурсов, являются определяющими для укрепления взаимного доверия и развития двустороннего сотрудничества. (БИКИ/Энергетика Украины, СНГ, мира)