Система “60-66” пока не приносит ожидаемых результатов: выпуск темных нефтепродуктов в стране по-прежнему растет. Наибольший прирост производства мазута за 9 месяцев 2012 г. показали “Сургутнефтегаз” и “Татнефть”. Позиции ведомств о результатах системы неоднозначны, окончательные итоги ее будут подведены в начале следующего года.

Согласно данным ИАЦ “Кортес”, с января по сентябрь 2012 г. российские нефтеперерабатывающие заводы нарастили выпуск мазута на 1,46 млн. т, до 43,5 млн. т, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Больше стали производить и экспортировать это топливо “Сургутнефтегаз”, ТАНЕКО. Не снизили объемы выпуска мазута также “Башнефть”, “Газпром”, Орский НПЗ, “Славнефть”, Афипский НПЗ.

Источник РБК daily в одном из профильных ведомств говорит, что к этому времени ожидалось снижение производства мазута на 15 млн. т, в том числе за счет закрытия “самоваров” (мини-НПЗ). Он напоминает, что ряд нефтяных компаний, в том числе “Сургутнефтегаз”, срывает сроки выполнения программ модернизации НПЗ и перехода на более высокое качество топлива.

В «ЛУКОЙЛе» отметили, что к 2020 г. компания планирует перевести заводы на “безмазутное” производство. В “Башнефти” пояснили, что увеличение выпуска мазута связано с ремонтом одной из установок замедленного коксования, а рост экспорта мазута, который пришелся на второй и третий кварталы, носит сезонный характер. Предполагается, что по итогам 2012 г. превышение прошлогодних показателей производства и экспорта мазута будет минимальным. В перспективе “Башнефть” планирует сократить производство мазута до минимума. “Стратегия “Газпром нефти” до 2020 г. предполагает повышение глубины переработки нефти и снижение производства мазута, что соответствует тенденциям спроса на него на внутреннем рынке”, – отметили в компании. Остальные нефтяные компании комментировать планы выпуска мазута не стали.

Правительство должно подвести итоги действия системы “60-66” в первом квартале 2013 г. Замминистра энергетики Павел Федоров сказал РБК daily, что относительно высокие поставки на экспорт темных нефтепродуктов – это арифметический результат как высокой цены нефти, так и запуска двух новых больших заводов в 2012 г., с общей мощностью первичной переработки более 11 млн. т. “Трудно было бы ожидать, что экспорт темных нефтепродуктов прекратится 2 октября 2011 г., сразу же после введения “60-66″. Мы к этому идем, сделаны первые важные шаги, комплекс эффектов для отрасли, безусловно, положительный. Более того, в целом, если отвлечься от тактических комментариев, высокая цена нефти на продолжительном отрезке времени должна дать нам дополнительный комфорт, что мы движемся в правильном направлении, стимулируя инвестиции в нефтедобычу”, – отметил он.

Ранее глава Минэнерго Александр Новак заявил, что система принесла положительные результаты: объем инвестиций в нефтепереработку увеличился по сравнению с прошлым годом на 25%, объем инвестиций в добывающую нефтяную отрасль вырос на 13,6%. У Минфина другие аргументы: с момента введения “60-66” потери бюджета составили $1,6 млрд., сообщил в октябре замминистра финансов Сергей Шаталов.

Рост производства мазута беспокоит Минэкономразвития. Министерство еще в марте предложило повысить пошлину на мазут до 90% от пошлины на нефть, так как, по мнению ведомства, при высоких ценах на нефть для некоторых нефтепродуктов, в частности, мазута, система прекращает работать. Сейчас эта идея активно не обсуждается, но ведомство от нее не отказалось.

Директор по развитию и маркетингу ИАЦ “Кортес” Павел Строков считает, что надо или мириться с такой ситуацией по мазуту до 2015 г., когда планировалось сравнять пошлины на нефть и мазут, или форсировать процесс. Для его ускорения нет лучшего повода, чем ревизия действующей системы “60-66-90”, например, введение 100%-ной экспортной пошлины на мазут.

Максимум, на что может пойти государство, – это увеличить пошлину на мазут, соглашается аналитик “Уралсиб Кэпитал” Алексей Кокин. Но существенное изменение параметров системы “60-66”, по его мнению, вряд ли произойдет.

С 1 октября 2011 г. была введена система “60-66”, направленная на стимулирование добычи нефти и увеличение глубины ее переработки. Ставки пошлин на светлые и темные нефтепродукты унифицированы на уровне 66% от пошлины на нефть, а с 2015 г. ставки экспортных пошлин на темные виды топлива будут повышены до уровня пошлины на нефть. До сих пор действует заградительная пошлина на экспорт бензина – 90% от пошлины на нефть (введена в мае 2011 г.). (rbcdaily.ru/Энергетика Украины, СНГ, мира)