Бездеятельность правительства и, в частности, его отраслевого министерства ведет к стагнации важнейшей сферы страны.

По плохой традиции, Украина начинает новый год без утвержденного баланса поступления и распределения природного газа. В связи с этим, говоря о ресурсах, мы вынуждены руководствоваться прошлогодним балансом (утвержденным, кстати, распоряжением Кабмина №431-р только 20 июня), который, судя по всему, и в 2013 г. не претерпит серьезных изменений.

Итак, на год стране потребуется предположительно 68 млрд. куб. м природного газа. Около 21 млрд. куб. м из этого объема составит газ собственной добычи. Относительно импорта – по заявлению экс-министра Минтопэнерго, а ныне вице-премьера Юрия Бойко, НАК “Нафтогаз Украины” в сентябре направила ОАО “Газпром” заявку на закупку 24,5 млрд. куб. м газа. Еще порядка 8 млрд. куб. м намерена импортировать компания Ostchem Holding Limited (Кипр) Дмитрия Фирташа.

Предполагается, что уменьшение импорта (с 27 до 24,5 млрд. куб. м) будет компенсировано за счет отбора из подземных хранилищ (ПХГ) 14,5 млрд. куб. м газа. Потребителям в 2013 г. необходимо направить примерно 50 млрд. куб. м, в том числе промышленности – 24, населению – 17, предприятиям теплокоммунэнерго – 8, бюджетным организациям – 1 млрд. куб. м. Оставшееся пойдет на производственно-технологические нужды (4,5 млрд. куб. м) и закачку в подземные хранилища газа (13,5 млрд. куб. м).

Объемы собственной добычи в последние несколько лет стабилизировались на уровне 20-21 млрд. куб. м, и, несмотря на неоднократные заявления высокопоставленных чиновников, резкого роста ожидать здесь не приходится.

В частности, премьер-министр Николай Азаров на украинско-норвежском бизнес-форуме в Осло 30 ноября 2012 г. заявил: “Мы рассчитываем, что уже в ближайшие 5-10 лет мы выйдем на добычу объемов сланцевого газа не менее 20-30 млрд. куб. м в год”. А днем ранее на встрече с представителями энергетического сектора Норвегии оценил запасы сланцевого газа в Украине в 7 трлн. куб. м.

О несуразности “оценки” премьера говорит то, что такие запасы ставят Украину на четвертое место в мире среди крупнейших газодобывающих стран после России, Ирана и Катара.

Очевидно, что определенные перспективы роста добычи в стране есть, и связаны они в основном с привлечением крупных зарубежных инвестиций путем заключения соглашений о разделе продукции (СРП). Однако реализацию этих перспектив тормозит необязательность чиновников.

В 2012 г. было проведено три конкурса на заключение СРП: по Юзовскому (Харьковская и Донецкая обл.), Олесскому (Львовская и Ивано-Франковская обл.) и Скифскому (глубоководный шельф Черного моря) участкам. Победителями стали соответственно англо-голландская компания Shell; американская Chevron; а также консорциум во главе с американской Exxon Mobil (40%): Shell (35%), австрийская OMV в лице румынской ДП Petrom (15%) и НАК “Надра Украины” (10%).

По условиям конкурсов предусматривалось подписание соглашений с победителями в сентябре 2012 г., однако правительство несколько раз переносило их утверждение. Новый глава Минтопэнерго (ранее министр экологии и природных ресурсов) Эдуард Ставицкий так объяснил задержку: “К сожалению, произошла перезагрузка и Верховной Рады, и Кабинета министров, и мы технически не успели подписать договоры по СРП…”

Боимся сглазить, но не приведет ли задержка к повторению случая с первым в Украине СРП, когда конкурс в 2006 г. выиграла Vanco International (ДП Vanco Energy Company, США), а соглашение в конце 2007 г. было заключено с Vanco Prykerchenska (Британские Виргинские о-ва), учрежденной в августе того же года тремя студентами? По этому поводу в Стокгольмском арбитражном суде уже пятый год продолжается тяжба, а перспективный Прикерченский участок на Черноморском шельфе так и не разрабатывается.

Не создает ли отечественная чиновничья рать, для которой откаты, посредники и оффшоры подобны воздуху, новых – вместо Chevron, Shell и Exxon Mobil – исполнителей СРП? Свежайшие примеры – закупка НАК “Нафтогаз Украины” буровых платформ сингапурского производства у фирмы-посредника с “маржой” $150 млн. и подписание контракта – почти на EUR1 млрд. – о строительстве LNG-терминала с инструктором лыжного спорта, якобы представляющим интересы испанской компании Gas Natural Fenosa.

Примечательно, что задержка с подписанием СРП грозит бюджетными потерями, ведь закон “О госбюджете на 2013 г.” предусматривает получение 3 млрд. грн. премий в основной фонд при подписании соглашений о разделе продукции. Тревогу вызывают и постоянно снижающиеся объемы закупок российского газа, ведь в контракте 2009 г. заложено положение take or pay (“бери или плати”). В этой связи над НАК “Нафтогаз Украины” висит дамоклов меч штрафных санкций ОАО “Газпром”.

По предварительным данным, в прошлом году “Нафтогаз Украины” импортировал 27 млрд. куб. м российского газа. Поскольку минимальный объем закупок по контракту составляет 33,3 млрд. куб. м, претензии “Газпрома” за “недоимки” могут составить $2,7 млрд. (исходя из средней цены $430/тыс. куб. м). В текущем году, учитывая, что “Нафтогаз” намерен закупить 24,5 млрд. куб. м газа, штрафные санкции также могут достичь $2,7 млрд. (в госбюджет-2013 заложена цена $420/тыс. куб. м).

И хотя Ю. Бойко неоднократно заявлял, что Украина готова к возможной судебной тяжбе с Россией по поводу объемов газовых закупок, проблема требует незамедлительного урегулирования – внесения изменений в контракт. А о том, как наши чиновники “готовы” отстаивать национальные интересы в судах, свидетельствует недавнее решение Стокгольмского арбитража о возврате швейцарской компании RosUkrEnergo 12,1 млрд. куб. м газа.

Вопрос цен на природный газ волнует каждого украинца, ведь стоимость теплоэнергии (отопление, горячее водоснабжение) в платежах за коммунальные услуги составляет львиную долю.

В стране две большие категории потребителей, которым поставляется газ разного происхождения, – население и промышленные потребители (в т. ч. предприятия теплокоммунэнерго).

В соответствии с законодательством населению должен поставляться газ собственной добычи. Уже несколько лет оно потребляет порядка 17 млрд. куб. м газа ежегодно. При этом предполагается, что в 2013 г. добыча предприятий государственной формы собственности (ДК “Укргаздобыча”, ПАО “Укрнефть” и ГАО “Черноморнефтегаз”) составит более 18 млрд. куб. м. Таким образом, собственных ресурсов вполне достаточно для удовлетворения потребностей населения, а также бюджетных организаций.

В конце декабря Национальная комиссия, осуществляющая регулирование в сфере энергетики (НКРЭ), пересмотрела на 2013 г. цены на реализацию газа собственной добычи для крупнейших газодобывающих компаний, в которых государство имеет долю более 50%. Для ДК “Укргаздобыча” цена снижена на 0,2% по сравнению с прежним тарифом – с 350 до 349,2 грн./тыс. куб. м (без НДС), для ГАО “Черноморнефтегаз” – на 3,5%, с 456 до 440 грн., а для ПАО “Укрнефть”, напротив, цена повышена на 7,6% – с 458 до 492,6 грн. При этом полная себестоимость товарного природного газа для “Укргаздобычи” в 2013 г. прогнозируется на уровне 333,9 грн./ тыс. куб. м, для “Черноморнефтегаза” – 420,97 грн., “Укрнефти” – 391,4 грн.

Исходя из того, что в соответствии с постановлением НКРЭ №812 от 13.07.10 газ населению поставляется по цене от 725,4 до 2954,1 грн./тыс. куб. м (в зависимости от объемов потребления), никаких оснований для повышения тарифов не существует.

Совсем иная ситуация с теплоэнергией. По закону о госбюджете на 2013 г. потребление предприятиями теплокоммунэнерго (ТКЭ) газа в текущем году прогнозируется в объеме 8,15 млрд. куб. м. Указанная цена закупки импортного природного газа для ТКЭ – 3,37 тыс. грн./тыс. куб. м ($421/тыс. куб. м при курсе 7,993 грн./$1).

Следовательно, при условии сохранения действующей предельной цены газа для предприятий ТКЭ 1309 грн./ тыс. куб. м разница между ценами закупки и реализации (убытки НАК “Нафтогаз Украины”) составит 16,8 млрд. грн.

Компенсировать разницу в ценах НАК “Нафтогаз Украины” в сумме 13,5 млрд. грн. закон предлагает погашением промпотребителями задолженности за природный газ, а также за счет доходов от инвестпроектов и оплаты дивидендов ПАО “Укрнефть” за 2006-2009 гг. Остальное предполагается погасить путем выпуска облигаций внутреннего госзайма (ОВГЗ) с дальнейшим приобретением их в госсобственность в обмен на акции допэмиссии “Нафтогаза Украины”.

Однако в этом случае есть одно “но”. Законом №4649-VI от 12.04.12 “О внесении изменений в Закон Украины “О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации” снят запрет на приватизацию теплоэлектроцентралей. В прошлом году продана крупнейшая в стране Харьковская ТЭЦ-5, а в текущем будут приватизированы и другие значительные отечественные производители теплоэнергии: Симферопольская, Камышбурунская, Днепродзержинская, Северодонецкая, Лисичанская, Николаевская, Одесская, Херсонская и Севастопольская, Криворожская ТЭЦ, “Сакские тепловые сети”, ТЭЦ научно-технического центра “ЭСХАР”.

В этой связи остается вопрос: будет ли компенсирована из бюджета разница в цене на газ частным производителям теплоэнергии? Если нет, то повышения тарифов не избежать.

По информации НАК “Нафтогаз Украины”, в первом квартале 2012 г. цена закупок российского газа равнялась $416/ тыс. куб. м, во втором – $425, в третьем – $426, четвертом – $430. В то же время, по предварительным данным “Газпрома”, среднегодовая цена поставок газа в европейские страны составила порядка $410. Некоторым газ поставлялся по более высоким ценам: Польше, Чехии и Греции – по $425, Македонии – $460, но ряду стран были предоставлены преференции. Германия покупала газ по $380, Словакия – $335, Турция – $370/тыс. куб. м.

Причины такого подхода разные. Возможно, Словакия получила льготы за участие “Газпрома” в управлении газотранспортной системой страны, Германии их предоставили, чтобы сохранить крупнейший рынок сбыта, а турецкой госкомпании Botas, очевидно, для того, чтобы получить от правительства Турции разрешения, позволяющие беспрепятственно начать строительство газопровода “Южный поток”.

Российский газ в Украине получают в основном промышленные предприятия. С января 2012 г. НКРЭ повысила предельный уровень цены на природный газ для промышленных и приравненных к ним потребителей, а также для бюджетных организаций на 3,8% – с 3382 до 3509 грн./тыс. куб. м (без НДС, сбора в виде целевой надбавки, тарифа на транспортировку и поставки). Во втором, третьем и четвертом кварталах она оставалась неизменной.

В госбюджете на 2013 г. среднегодовая цена импортного газа заложена в размере $421/тыс. куб. м., что практически соответствует уровню прошлогодней. В этой связи НКРЭ оставила цену газа для промышленности на прежнем уровне.

В то же время из-за снижения цен на нефть на мировом рынке “Газпром” допускает, что среднегодовая цена поставок природного газа в дальнее зарубежье в 2013 г. составит порядка $369/тыс. куб. м, что более чем на $50 ниже, чем для Украины.

Для Беларуси цена российского газа и вовсе будет $166/ тыс. куб. м.

В подобных условиях о конкурентоспособности отечественной промышленной продукции на мировом рынке не может быть и речи.

Между тем украинско-российские переговоры о снижении цены на газ зашли в тупик (в основном из-за избирательного ажиотажа в Украине), и привычные премьерские “завтра мы подпишем соглашение о снижении цены на газ” уже продолжительное время не слышны.

Правда, в начале октября прошлого года в ходе рабочей поездки в Одессу из уст Н. Азарова прозвучало: “Россия нам выдвигает условия: давайте присоединяйтесь к Таможенному союзу и завтра у вас газ будет по $160”. Причем премьер подчеркнул, что присоединение к ТС в целом отвечает национальным интересам Украины, так как около 40% ее международного товарооборота приходится на страны, входящие в ТС. Но с другой стороны, 30% товарооборота приходится на Евросоюз, и, соответственно, присоединение к Зоне свободной торговли с ЕС и политическая ассоциация с ЕС также “отвечает национальным интересам”. Глава правительства отметил, что Украина не хочет выбирать между Таможенным союзом и Зоной свободной торговли с ЕС, а хочет работать со всеми, в том числе и со странами Азии.

Ответ из Москвы последовал более чем красноречивый. Директор департамента экономического сотрудничества МИД РФ Александр Горбань в интервью агентству “Интерфакс” заявил: “Что… касается требований продавать Украине газ по таким же ценам, как Беларуси, то они неосуществимы. Россия на это не пойдет. В честь чего? – И объяснил далее: “Россия и Беларусь – члены Таможенного союза, мы движемся к Единому экономическому союзу…”

По словам дипломата, российская сторона предложила Украине вступить в Таможенный союз и получать газ по тем же ценам, что и Беларусь. “Но Украина хочет одновременно сохранить два вектора: и вступить в Евросоюз, где ее особо и не ждут, и поучаствовать в Таможенном союзе, но только по тем параметрам, которые ей выгодны. Но так не бывает. Нельзя быть чуть-чуть беременным”.

20 декабря премьер-министр в ответ на жалобы о безобразной работе коммунальных служб по уборке снега изрек студентам Национального медицинского университета им. Богомольца: “Пока наши люди не поймут, что вместо того, чтобы скулить, – взял лопату, вышел у подъезда, расчистил свою дорогу, попросил соседа убрать машину, чтобы она не превратилась в непреодолимое препятствие. Разве мы это сделали? Мы этого не сделали”.

В то же время сам Николай Янович продолжает, выражаясь его словами, постоянно “скулить”. Во время ноябрьской встречи с премьер-министром Норвегии Йенсом Столтенбергом в Осло он пожаловался: “Украина разочарована, что ЕС не проявляет активности в проекте по модернизации украинской ГТС”, – напомнив, что Украина – член Европейской энергетической хартии и выполняет все свои обязательства, однако ее ожидания от этого членства не оправдываются. “Зачем Украине содержать очень дорогую мощную газотранспортную систему, если потребители в Европейском Союзе не проявляют заинтересованности в ее модернизации, а поставщики Российской Федерации строят пути в обход Украины?” – риторически спросил Н. Азаров.

Однако премьер явно лукавит. Подписав в 2009 г. декларацию на конференции ЕС – Украина, наше правительство для получения кредитов для модернизации ГТС обязалось реформировать газовый сектор и обеспечить независимость ее оператора. После этого представители международных финансовых организаций неоднократно указывали, что Украина не выполняет условия декларации.

В частности, в прошлом году старший банкир ЕБРР Поль Шапиро на конференции “Украинский энергетический форум” в Киеве заявил, что банк не готов предоставлять кредитные средства для модернизации украинской ГТС при отсутствии системных реформ в газовой отрасли. “Как можно кредитовать убыточную компанию (НАК “Нафтогаз Украины”)?” – сказал он. И напомнил, что Украина должна реформировать НАК с разделением по направлениям деятельности согласно нормам “Второго энергопакета Евросоюза”. Между тем “Нафтогаз Украины” продолжает работать как одно из государственных учреждений, а не как коммерческая компания.

А ведь еще в середине сентября 2011 г. глава Минэнергоугля Юрий Бойко заявил, что ведомство планирует завершить реформирование НАК “Нафтогаз Украины” до конца года, чтобы начать привлечение инвестиций во вновь созданные компании, указав, что “с февраля 2011 г. наша страна является полноправным членом Европейского энергетического сообщества. Фактически мы вступили в Евросоюз в сфере энергетики. А правила Евросоюза, так называемый третий пакет, предопределяют разделение транзита, продажи и добычи. Это правило уже адаптировано во всех странах Евросоюза”.

Вторила министру о реструктуризации НАК в 2011 г. и первый заместитель главы Администрации Президента Ирина Акимова.

13 апреля 2012 г. Верховная Рада наконец-то приняла закон “О внесении изменений в Закон Украины “О трубопроводном транспорте” относительно реформирования нефтегазового комплекса”, который позволяет выполнить обещания, данные ЕС.

На дворе уже 2013 г., а результата нет. (Газета 2000/Энергетика Украины, СНГ, мира)