“Газпром” категорически против допуска на шельф частных компаний, как это предлагает Минприроды России.

Частные компании могут получить доступ к освоению шельфа. Они смогут претендовать на участки, невостребованные госкомпаниями, а также будут обязаны отдавать им контрольный пакет в проекте, если запасы окажутся крупными. Новое предложение Минприроды одобрили все ведомства и компании, кроме “Газпрома”. Он делиться не намерен и справится сам, заявил глава монополии Алексей Миллер.

Российские частные нефтегазовые компании могут получить доступ к разработке континентального шельфа. Такое предложение внес 15 января глава Минприроды Сергей Донской на совещании, которое провел в Новом Уренгое премьер-министр Дмитрий Медведев.

Согласно предложению Минприроды, частники будут получать лицензии на геологоразведку без конкурса, но в случае открытия крупного месторождения госкомпаниям дадут опцион на участие в проекте с долей до 50% плюс одна акция. Также частные компании будут иметь право на разработку участков, не востребованных госкомпаниями.

Предложения Минприроды поддержали все ведомства и компании, кроме “Газпрома”, отметил министр.

“Газпром” категорически против допуска частников на шельф, подтвердил глава монополии Алексей Миллер. По его словам, “Газпром” не собирается возвращать даже малоинтересные участки.

“Газпром” на шельфе работать будет. Эту работу никому не отдаст”, – заверил Миллер. Все свои проекты “Газпром” может реализовывать самостоятельно, еще раз подчеркнул он.

Сейчас доступ к освоению шельфа имеют только госкомпании – “Роснефть” и “Газпром”.

Ранее Минприроды, всегда выступавшее за либерализацию доступа к шельфу, заявляло, что, если ситуация не изменится, освоение шельфа займет около 150 лет.

Сроки реализации одного из крупнейших проектов “Газпрома” – Штокмановского месторождения – уже неоднократно переносились, и на сегодняшний день компания не может определиться не только с технико-экономическим обоснованием (ТЭО) проекта, но даже с составом акционеров (в прошлом году Штокмановский проект покинула норвежская Statoil).

“Газпром” и “Роснефть” изначально были противниками допуска на шельф частников. В октябре прошлого года главы госкомпаний Алексей Миллер и Игорь Сечин направили президенту Владимиру Путину письмо, в котором выразили озабоченность планами “либерализации доступа к освоению участков недр континентального шельфа в части допуска к его освоению частных компаний”.

Топ-менеджеры называли недоработанными соответствующие поправки в закон “О недрах”, которые были внесены Минприроды в правительство. С учетом “отсутствия единого мнения всех заинтересованных сторон по ключевым вопросам нефтегазовой отрасли” рассмотрение и принятие проекта нанесет прямой ущерб “Газпрому” и “Роснефти”, а также их акционерам, в том числе основному – государству, указывали Миллер и Сечин. Допуск частников замедлит реализацию государственной политики в отношение шельфа, а также может привести к серьезным проблемам во взаимоотношениях с иностранными стратегическими партнерами госкомпаний, добавляли они. “Роснефть” сотрудничает на шельфе с американской ExxonMobil, итальянской Eni и норвежской Statoil; партнером “Газпрома” выступает французская Total.

В “Роснефти” отказались комментировать, почему теперь компания поддержала предложение МПР.

Предложение Минприроды – серьезный шаг в решении вопроса о шельфе, отмечает источник в одной из российских частных нефтегазовых компаний. “Однако нельзя сказать, что такие условия полностью удовлетворяют частников, – говорит собеседник. – Например, в случае с месторождениями, от которых отказались госкомпании, – конечно, там можно будет что-то добыть, и это лучше, чем ничего.

Однако здесь определенно присутствует дискриминация частников, правительство действует по остаточному принципу”.

При этом МПР также предлагает ввести для частных компаний, работающих на шельфе, более высокие налоги, чем предусматривает действующий порядок. “Было бы целесообразно проработать вопрос о разработке иной системы налогообложения, характеризующейся большей долей государственных изъятий, – заявил Донской. – Эта система будет ориентирована на налогообложение прибыли, то есть использование налога на дополнительный доход”. Сейчас налогообложение строится на налоге на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Эксперт ИФК “Солид” Дмитрий Лукашов считает, что частные компании будут заинтересованы в разработке шельфа практически на любых более или менее разумных условиях. “Для государства реальной необходимости в привлечении частников нет – оно уже заручилось поддержкой транснациональных нефтяных корпораций”, – поясняет аналитик.

Аналитик ФК “Уралсиб” Алексей Кокин говорит, что рассчитать, насколько выше будет налог на дополнительный доход (НДД), сейчас невозможно, так как нет точки отсчета. “Однако сама схема перехода с НДПИ на НДД привлекательна для нефтяников, они давно этого добивались, – отмечает эксперт. – Сумма выплат действительно будет больше, однако здесь важен фактор времени: компании будут платить не по факту добычи, а по факту получения прибыли”.

“Саму идею перехода на НДД мы приветствуем, однако принципиально против разделения системы налогообложения по компаниям, – заявили в «ЛУКойле». – Почему у госкомпаний должен быть один налог, а у частных – другой? В первую очередь это противоречит налоговому законодательству”. (Газета.Ru/Энергетика Украины, СНГ, мира)