Переброска экспортных объемов газа из Украины на новый газопровод Nord Stream может дорого обойтись “Газпрому”. Контракты монополии по прокачке значительных объемов газа через страны Восточной Европы заключены с условием ship-or-pay, поэтому их недозагрузка грозит “Газпрому” штрафами. В январе-сентябре 2012 г. транспортные расходы “Газпрома” уже выросли на 20%. Причем на фоне увеличения издержек он из-за растущей конкуренции вынужден снижать цены для европейских потребителей, уменьшая маржу.

Цена транзита российского газа в Европу через Украину и газопровод Nord Stream (из России в Германию по дну Балтийского моря) в январе-сентябре 2012 г. выросла на 20% до 237,8 млрд. руб., говорится в опубликованном 17 января отчете “Газпрома” по МСФО. Но источник “Коммерсанта” в Минтопэнерго Украины утверждает, что цена транзита для “Газпрома” в 2013 г. выросла всего на 5%. При этом, по оценке директора киевского Института энергетических исследований Дмитрия Марунича, по итогам 2012 г. транзит российского газа через Украину сократится на 15% до 85 млрд. куб. м газа.

Глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин добавляет, что Nord Stream, мощность которого в октябре удвоились до 55 млрд. куб. м газа в год, сейчас загружен примерно на треть. Эксперт полагает, что рост экспорта по Nord Stream за счет сокращения транзита через Украину выливается для монополии не только в высокие платежи за прокачку (тарифы Nord Stream не раскрываются), чтобы окупить новый газопровод.

Дело в том, что многие контракты на транзит газа с европейскими странами заключены на условиях ship-or-pay и снижение прокачки оборачивается для “Газпрома” штрафами.

Крупнейшим транзитером российского газа в Европе является Словакия. У “Газпрома” с ней контракт до 2029 г. на транзит до 50 млрд. куб. м газа в год на условиях ship-or-pay. В сентябре глава “Газпром экспорта” Александр Медведев, будучи в Словакии, заверил, что “все обязательства по этим контрактам будут выполнены” и страна “без транзитных платежей не останется”. В итоге до 2029 г. “Газпром” заплатит Словакии за транзит более 900 млрд. куб. м газа, но реальный объем прокачки составит не более четверти заявленного, уверен Корчемкин. То есть транзит одних и тех же объемов газа будет оплачен дважды, на старых маршрутах через Восточную Европу и через Nord Stream, полагает эксперт, и это без учета перспективы введения газопровода South Stream и на фоне снижения объема экспортных поставок “Газпрома”.

В “Газпроме” и “Газпром экспорте” ситуацию не комментируют. Но в том же отчете по МСФО говорится, что при росте в январе-сентябре тарифы для потребителей в бывшем СССР выросли на 20%, а для Европы – на 9%, маржа с прибыли от продаж снизилась с 36% до 26%. Причем “Газпрому”, чтобы выдержать растущую конкуренцию на европейском рынке, приходится снижать цены. В частности, французская GDF Suez, австрийская Econgas и немецкие Wingas и WIEH в январе подали заявки на пересмотр условий своих контрактов, сообщил заместитель гендиректора “Газпром экспорта” Сергей Челпанов. Ряд европейских потребителей “Газпрома” получили скидки раньше. Компания снизила и среднюю прогнозную цену газа для Европы на 2013 г. с $415/тыс. куб. м до $370. При этом по пересмотренным задним числом за 2010-2011 гг. контрактам “Газпром” рискует выплатить 133 млрд. руб. ретроактивных платежей (с учетом уже выплаченных более 60 млрд. руб.). Как ожидают в монополии, 30,4 млрд. руб. из них компенсирует государство в виде частичного возврата налога на прибыль.

Из-за снижения конечных цен и роста транзитного тарифа маржа “Газпрома” продолжит сокращаться, а его экспорт газа через Nord Stream может оказаться на грани рентабельности, считает Михаил Корчемкин. В отличие от главного конкурента “Газпрома” в Европе – Норвегии – транспортная составляющая в цене российского газа очень велика, так как газ идет с Ямала, добавляет глава направления “мировая энергетика” в “Сколково” Татьяна Митрова. Если у Норвегии транспортировка в конечной цене составляет около 30%, а добыча 70%, то у “Газпрома” примерно наоборот, поясняет она. При этом, норвежские власти выступили с инициативой снизить транспортные тарифы по новым газовым контрактам примерно на 7%, чтобы стимулировать добычу на шельфе страны и рост экспорта. Дмитрий Марунич считает, что “Газпром” может частично компенсировать рост транспортных расходов за счет переброски части украинского экспорта не на Nord Stream, а через Беларусь, чьи газопроводы принадлежат “Газпрому”. (Коммерсант/Энергетика Украины, СНГ, мира)