В России начало дорожать топливо, что, по мнению экспертов, может отразиться на стоимости дизеля и в Украине. Сейчас на долю РФ приходится до четверти всего импорта этой продукции в страну. Однако повышать цены для украинских компаний рискованно – как раз сейчас претензии импортерам предъявил Антимонопольный комитет.

Нефтеперерабатывающие заводы крупнейших нефтедобывающих компаний России – “Роснефти” и ТНК-ВР – начали повышение оптовых цен на топливо, сообщило Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса РФ. Стоимость бензина “Роснефти” по сравнению с прошлой неделей увеличилась от 1,5% до 4,8%, зимнего дизеля – на 1,5-1,6%. НПЗ ТНК-ВР повысили оптовую стоимость на Аи-92 на 1,5%, а на Аи-95 – на 1%. В ТНК-ВР заявили, что “рост цен объясняется конъюнктурой рынка”. Источник “Ъ” в “Роснефти” говорит, что “компания практически не повышала цены весь прошлый год, сейчас рост незначительный”.

Прежде всего, рост стоимости топлива объясняется плановым увеличением акцизов с начала года в среднем на рубль, говорит аналитик “ИФД-Капитала” Виталий Крюков. Пока оно коснулось только “Евро-3”, но ценообразование на рынке происходит на основе стоимости именно этого вида топлива, поясняет Крюков. Кроме того, в 2012 г. нефтекомпании довольно долго сдерживали рост цен на нефтепродукты, особенно заметно это было весной во время выборов, добавляет аналитик. Сейчас цены отыгрывают падение в середине декабря прошлого года, когда спрос на нефтепродукты снизился, отмечает директор по развитию Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи Павел Строков. По мнению Виталия Крюкова, цена топлива продолжит расти примерно теми же темпами – по несколько копеек в неделю, и, даже несмотря на запрет производства “Евро-2”, дефицита на рынке не предвидится.

Эксперты считают, что украинским автомобилистам также следует готовиться к росту цен на нефтепродукты. “В Украину практически не ввозится бензин из России, но зато импортируется дизтопливо. Доля российского импорта в общих объемах поставок дизтоплива в страну составляет от 15% до 25%. И если тенденция роста отпускных цен на топливо в России продолжится, то оно может, хоть и незначительно, подорожать в Украине”, – говорит заместитель директора НТЦ “Психея” Геннадий Рябцев.

Пока ситуация на украинском рынке нефтепродуктов стабильная, а в первой половине января даже наблюдалось снижение цен. По данным консалтинговой группы “Аи-95”, с конца декабря по вчерашний день (21 января) средние цены на самый популярный бензин – Аи-95 – снизились на 1,3%, до 10,9 грн. за литр. Стоимость дизеля практически не изменилась и составила 10,03 грн. за литр (-0,2%).

Нефтетрейдеры объясняют произошедшее снижение цен на нефтепродукты очередным противостоянием с Антимонопольным комитетом (АМКУ), который потребовал снизить стоимость топлива. Как рассказал топ-менеджер одного из крупнейших нефтетрейдеров, АМКУ уже разослал участникам рынка письма с рекомендациями понизить цены на нефтепродукты на 20-25 коп. за литр. Это незначительное для потребителей уменьшение цен нефтетрейдерам кажется слишком неподъемным. Они заявляют, что уже снижали свою рентабельность во время выборов, когда правительство пыталось не допустить усиления отрицательных настроений населения. В АМКУ, в свою очередь, грозят штрафами. В итоге на рынке может возникнуть дефицит топлива, как это уже было ранее. (Коммерсант-Украина/Энергетика Украины, СНГ, мира)