WWF обеспокоен тем, что 6 февраля Роснефть получила доступ к 7 новым огромным лицензионным участкам на арктическом шельфе, а уже 13 февраля подписала соглашение с Exxon, которое, в том числе, предусматривает освоение этих участков. Экологи взволнованы тем, что все это происходит при отсутствии не только технологий, но и инфраструктуры для ликвидации разливов нефти в ледовых условиях и при фактической неготовности нефтегазовых компаний хотя бы контролировать свою деятельность на арктическом шельфе.

В WWF отмечают, что российское правительство выдало лицензии на бурение наиболее сложных с природной точки зрения и слабо изученных морских акваторий на фоне целой волны решений против бурения в Арктике. В 2012 г. «Газпром» перенос начала разработки Штокмановского месторождения и проекта “Приразломное”, BP – проект Liberty (BP), а Total вообще отказался от участия в арктических нефтяных проектах.

В 2012 г. WWF и Greenpeace представили моделирование аварийных нефтеразливов для платформы “Приразломное” и оценили готовность к реагированию. По словам экологов, моделирование показало, каким катастрофичным будут последствия нефтеразливов в Арктике для биоразнообразия.

“Ликвидировать их полностью не получится и они будут ощущаться, скорее всего, не одно десятилетие. Череда аварийных ситуаций, которые преследовали проект разведочного бурения “Шелл” в Чукотском море у берегов штата Аляска в 2012 г. показывают, что они происходят в Арктике даже при высоком уровне организации работ”, – считает руководитель программы по экологической политике нефтегазового сектора Алексей Книжников.

По его словам, экологические риски нефтегазового освоения слишком велики и плохо управляемы, и это становится все более очевидно многим, в том числе и в нефтегазовой отрасли. Время освоения арктических ресурсов еще не пришло, тем более что для России есть разумные альтернативы в развитии энергетики на суше.

Экологов возмутило высказывание Игоря Сечина на церемонии подписания арктической сделки с Exxon: “Как известно, нефтяным залежам всегда сопутствует газ. Более того, добыча нефти на месторождениях с высоким газовым фактором без возможности коммерциализации газа нерентабельна сама по себе”. При этом «Роснефть», которой руководит Сечин, является лидером по сжиганию попутных нефтяных газов (ПНГ) в стране – т. е. фактически, “теряет” газ, который можно было бы использовать для энергоснабжения.

“Последние 3 года кампания увеличивала относительное и абсолютное сжигание ПНГ, сейчас почти 50% ПНГ Роснефти сжигается на факелах, – говорит Книжников. – Уж кто-кто, а Роснефть должна все усилия вкладывать в повышение эффективности сухопутных месторождений, а не экстенсивное, “захватническое”, развитие рискованных проектов в Арктике”.

На лицензионных участках «Роснефти» ресурсы газа составляют 21 трлн. куб. м, или почти половину общих ресурсов компании на шельфе. (Центр энергетической экспертизы/Энергетика Украины, СНГ, мира)