Наблюдается стабильная тенденция к повышению розничных цен на все виды светлых нефтепродуктов. Рост цен характерен для всех регионов и практически всех участников украинской розницы. Каковы же основные драйверы роста? Во-первых, виной всему устойчивое повышение европейских котировок, во-вторых – нестабильность на валютном рынке. А тем временем правительство в который раз взялось за свои старые инициативы и собирает подписи за новое антисубсидарное расследование против белорусских нефтепродуктов, что может само по себе спровоцировать новую волну роста цен на топливо…

Несмотря на относительную стабильность и незначительность роста розничных цен, уже в ближайшей перспективе ситуация на отечественном топливном рынке может существенно измениться. В связи с ожидаемым традиционным увеличением сезонного спроса перед началом весны уже отмечается изменение направления ценовой динамики в оптовых сегментах рынка. Особенно в части импортных поставок. Последнее сопряжено прежде всего со снижением дисконтов на белорусские нефтепродукты из-за разгрузки топливных резервуаров и отправкой порядка 200 тыс. т топлива в балтийские порты в конце января.

И хотя рост цен в опте пока не подстегнул увеличение спроса со стороны украинских трейдеров, не успевших еще распродать январские запасы, уже сейчас можно говорить о зреющем стремлении наших торговцев создать максимальные запасы топлива перед “высоким сезоном”. Может, именно поэтому все еще придерживает топливо “Укртатнефть”, на складах которой скопились существенные запасы как бензинов, так и дизеля… В любом случае, продолжающийся рост цены нефти на мировом рынке и выход цены мартовских фьючерсов на североморскую нефтяную смесь Brent Crude Oil за отметку в $119/барр. создает существенные предпосылки для усиления восходящего тренда. Так что весну, судя по всему, отечественная розница встретит очередным подорожанием…

Как считает заместитель директора НТЦ “Психея” Геннадий Рябцев, нефтетрейдеры с неизбежностью будут повышать цены на бензин в течение двух ближайших недель. И связано это с очень нестабильным курсом евро по отношению к национальной валюте. По его словам, до начала марта цена бензина поднимется от 10 до 15 коп./л. Крупные трейдеры просто вынуждены поднимать цены: в ряде сетей стоимость бензина уже повысилась на 10 коп.

Тем временем вскоре могут потерять свою нынешнюю привлекательность для украинских трейдеров белорусские нефтепродукты. Последнее связано с неуемным желанием отечественных чиновников “зарегулировать” ситуацию. Аппарат вице-премьера Украины Юрия Бойко недавно разослал большинству украинских НПЗ бланки жалоб, на основании которых Межведомственная комиссия по международной торговле может начать антисубсидарное расследование в отношении импорта нефтепродуктов из Беларуси. В документе указано, что белорусские НПЗ за счет субсидирования их деятельности наращивают выпуск нефтепродуктов и экспорт топлива в нашу страну, что ведет к замещению украинского топлива импортом. Утверждается, что рост импорта опосредованно тормозит развитие украинской нефтепереработки, поэтому требуется срочное вмешательство: есть угроза энергетической безопасности Украины. (Oilreview.kiev.ua/Энергетика Украины, СНГ, мира)