Налоговый режим “60-66”, действующий более года и призванный стимулировать модернизацию российских нефтеперерабатывающих заводов, пока не оправдывает себя. Минфин и Минэкономразвития оценили потери бюджета от его действия в 122 млрд. руб., при том что увеличения глубины переработки нефти не произошло. Систему пересматривать не будут, так как инвестиционный цикл, на который рассчитывалась “60-66”, составляет пять лет.

Система “60-66” начала действовать с 1 октября 2011 г. Ее целью было стимулировать добычу нефти и увеличивать глубину ее переработки на российских НПЗ. Для этого была снижена экспортная пошлина на нефть с 65% до 60% и унифицированы пошлины на темные и светлые нефтепродукты на уровне 66% от пошлины на нефть. Позже в налоговый режим “влилась” заградительная пошлина на бензин в размере 90% от пошлины на нефть. С 1 января 2015 г. пошлина на темные виды топлива будет увеличена до пошлины на сырую нефть.

Объем первичной переработки вырос на 4,9% до 270 млн. т (план предусматривал снижение на 20-25 млн. т, до 230 млн. т), а производство мазута выросло на 1,6% до 74,3 млн. т). Благодаря высоким ценам на нефть (111 долл. за баррель в 2012 г., тогда как параметры “60-66” рассчитывались из цены на нефть в $95) нефтяникам было выгодно экспортировать темные нефтепродукты, что они и делали. Только экспорт мазута вырос на 5,3%. Всего доля темного топлива в нефтяном экспорте увеличилась с 22% до 23,3%, светлого уменьшилась с 11,3 до 10,7%. Между тем система “60-66” была рассчитана на то, чтобы привести к прямо противоположным результатам.

Одновременно затягивается и модернизация заводов. В 2011 г. между владельцами НПЗ, с одной стороны, и ФАС, Ростехнадзором, Росстандартом – с другой, были подписаны соглашения. В документах содержатся детальные планы по модернизации НПЗ и производству моторных видов топлива в период с 2011 г. по 2020 г. Но компании не успевают уложиться в сроки. Среди нарушителей – “Сургутнефтегаз”, “ТАИФ”, “Новойл”, “Газпром нефть” и «ЛУКойл». В итоге ряд проектов по введению установок по глубокой переработке нефти был перенесен на период после 2015 г.

Самый значимый плюс режима “60-66” – увеличение инвестиций в сектор up-stream. Объем капвложений в добычу в 2012 г. составил 836,9 млрд. руб., что на 107,8 млрд. (или на 14,8%) выше уровня 2011 г. В результате произошла стабилизация производства нефти в традиционных регионах (Западная Сибирь, Поволжье, Северный Кавказ, Калининградская обл.) за счет роста объемов эксплуатационного бурения.

В октябре 2012 г. министр энергетики РФ Александр Новак заявлял, что в результате внедрения системы налогообложения “60-66” рост инвестиций в нефтяную отрасль в РФ за I полугодие 2012 г. составил 14% ($1,5 млрд.) по сравнению с аналогичным показателем 2011 г. Также к позитивным факторам Новак отнес рост объемов добычи нефти в I полугодии 2012 г., который в сравнении с аналогичным периодом 2011 г. составил 1,6% (28 млн. баррелей), а также рост объемов переработки на 2,9% (26,3 млн. баррелей нефтяного эквивалента).

Тогда же Новак озвучил позицию Министерства энергетики: “Налоговые правила должны устанавливаться на долгосрочный период и не должны постоянно меняться. Это должно принести позитивные результаты от внедрения этой системы”.

В то же время замглавы Минфина РФ Сергей Шаталов говорил, что российский бюджет потерял около $1,6 млрд. в результате предоставления нефтяным компаниям льгот, компенсирующих убытки от налоговой реформы. “Мы видим позитивные изменения – увеличилось бурение, увеличилась добыча нефти, не сократился объем переработки, не сократился объем производства темных нефтепродуктов, но говорить о том, что все это исключительно связано с режимом “60-66″, по-видимому, неправильно”, – пояснил тогда Шаталов. (РБК daily/Энергетика Украины, СНГ, мира)