В борьбе за энергетическую независимость постройка терминала по регазификации сжиженного газа на Черном море является для Украины важной составляющей. Только вот сам проект словно кто-то сглазил: властям не удается сделать даже первые шаги для его реализации: ни подписать договор с инвесторами, ни привлечь кредиты, ни договориться о транзите газа по Черному морю.

На прошлой неделе стало известно, что государственное предприятие “Национальный проект “LNG-терминал” не смогло привлечь два кредита на общую сумму 221,946 млн. евро из-за того, что на участие в конкурсе по торгам было подано менее 2 заявок. Нацпроект собирался привлечь средства на срок не менее 7 лет для разработки проектно-сметной документации, выполнения подготовительных работ и начальной стадии строительства морской части терминала.

Правда, руководитель Координационного совета Национального проекта “LNG-терминал” Сергей Евтушенко заверил, что отмена тендеров связана исключительно с ускорением реализации нацпроекта. Так, теперь вместо наземного базирования терминала реализация первого этапа проекта будет осуществлена за счет использования современной технологии морского базирования регазификационного завода (FSRU) в партнерстве с американской компанией Exelerate Energy, что позволит обеспечить поставки газа на территорию Украины уже в 2014 г. общим объемом до 5 млрд. куб. м газа в год.

Хотя независимый эксперт Валентин Землянский сомневается в том, что Украине хватит денег для того, чтобы подготовить место для американского терминала. В то же время Украина не собирается отказываться от строительства завода на берегу объемом до 10 млрд. куб. м – это будет уже второй этап реализации проекта и займет 3-4 года. Сама компания Exelerate Energy является одной из трех в мире, владеющей технологиями по размещению заводов на морской платформе. “Наше партнерство с американцами обеспечит критически необходимый для энергетической независимости вариант решения”, – обещает глава Координационного совета. В то же время представители оппозиции уже заявляют, что такая бестендерная сделка с американской компанией по строительству LNG-терминала может оказаться крупной коррупционной схемой.

Как бы то ни было, репутация нацпроекта уже подорвана – с LNG-терминалом связан один из главных скандалов прошлого года. 26 ноября 2012 г. председатель Государственного агентства по инвестициям и управлению национальными проектами Владислав Каськив, представляя Украину, подписал договор на строительство LNG-терминала с представителем испанской компании Gas Natural Fenosa Хорди Сарда Бонвеи. Однако позже в испанской компании опровергли подписание контрактов по инвестициям в LNG-терминал в Украине. Кроме того, там заявили, что Х. Бонвеи вообще не является их сотрудником.

Позже высказывались предположения, что таким образом испанская компания, которая делала ТЭО проекта терминала, “отомстила” Украине за то, что та переключилась на сотрудничество с американцами Exelerate Energy. Или же – если бы все пошло нормально, то Х. Бонвеи мог вернуться в Испанию, предложить подписанный контракт Fenosa и потребовать за него свои 5%. Но в любом случае все cлучилось так, как случилось. И после скандала говорили о том, что правительство Украины было вынуждено нанять американскую компанию APCO Worldwide для улучшения имиджа национального проекта. При этом стоимость услуг пиар-компании обойдется украинскому бюджету около $330 тыс. Неизвестно, нанял ли премьер Николай Азаров иностранных пиарщиков, но главной политикой властей после скандала было сделать вид, что его вообще не было. Хотя украинцы ошибок властей быстро не забывают.

Проект LNG-терминала предусматривает строительство терминала для регазификации сжиженного природного газа в районе города Южный на Черноморском побережье рядом с нефтяным терминалом ОАО “Укртранснафта”. Общая мощность терминала – до 10 млрд. куб. м газа в год. Стоимость строительства LNG-терминала составляет 846 млн. евро. При этом доля государства в проекте – 25%, но власти заверяют, что фактически государство оплатит только 7% его стоимости. Кроме этого, на строительство подводящего канала потребуется 121 млн. евро, подключение к газотранспортной системе – 113 млн. евро. Строительство объекта должно занять 49 месяцев, стоимость услуг терминала после его запуска – около $40/тыс. куб. м.

В том, что такой терминал нужен Украине, сомнений нет, в конце концов, надо соответствовать мировым тенденциям – ведь сжиженный газ сейчас становится дешевле трубного. В целом общая производительность СПГ-терминалов Европы составляет около 132 млрд. куб. м в год, а через 4 года ожидается, что эта цифра возрастет вдвое – до 268 млрд. куб. м. На сегодня основными импортерами СПГ выступают европейские страны: Испания, Франция, Великобритания, а также Япония, Республика Корея, США и Индия. Лидерами же по поставкам сжиженного газа в мире являются Катар, Малайзия, Индонезия, Австралия, Алжир, Тринидад и Тобаго.

Только вот кто из них и каким образом будет поставлять газ в нашу страну – до сих пор неизвестно. В. Каськив говорит, что вопрос только в том, кто даст лучшую цену. По его словам, Украина сейчас ведет переговоры уже с пятью компаниями-поставщиками, с которыми подписаны соглашения о конфиденциальности. В то же время В. Землянский отмечает, что если в течение текущего года этот вопрос не будет решен, LNG-терминал рискует превратиться во второй Одесса – Броды. А директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич обращает внимание на потенциальные цены. Так, по его словам, для Польши, которая также строит свой первый LNG-терминал в Свиноуйсьце, законтрактованные объемы катарского газа обойдутся в $385/тыс. куб. м. То есть и для Украины дешевым этот газ явно не будет. А с учетом перспективы снижения стоимости российского газа и установленной цены на 2013 г. в $351/тыс. куб. м встает вопрос о целесообразности всего проекта.

Но даже если Украине удастся привлечь кредит на строительство LNG-терминала, нерешенным остается один важный вопрос – проход танкеров со сжиженным газом через подконтрольные Турции проливы Босфор и Дарданеллы. А это – единственный путь поставок газа с Ближнего Востока. Н. Азаров в начале февраля заявил, что в связи с этим Украина рассматривает предложение Турции о строительстве терминала на ее средиземноморском побережье. Недавно президент Виктор Янукович также подтвердил, что Украина изучает возможность строительства LNG-терминала в Средиземноморье.

В то же время В. Каськив заверяет, ссылаясь на выводы американской юридической компании Baker Botts, что грузовые суда, которые будут доставлять сжиженный природный газ для украинских LNG-терминалов, имеют право проходить Босфорский пролив беспрепятственно. В частности, согласно Конвенции Монтре, регулирующей режим использования пролива торговыми судами, ограничения на проход проливом могут применяться только для военных кораблей, или если Турция будет находиться в состоянии войны. Несмотря на то что турецкие нормативные акты накладывают определенные ограничения на проход LNG-танкеров турецкими проливами, такие ограничения касаются безопасности судоходства и защиты окружающей среды и не должны препятствовать проходу судов при нормальных обстоятельствах.

Эксперты же считают, что украинскими властями изначально стратегически был неправильно выбран курс на поиск партнера. В. Землянский высказал мнение, что, прежде всего, надо было договариваться с Турцией, которая неофициально неоднократно высказывала пожелания и претензии касательно реализации LNG-терминала на берегу Черного моря. В частности, она была заинтересована выступить в качестве подрядчика. По словам эксперта, без Турции мы не сможем рассчитывать на азербайджанский газ. “Турцию надо привлекать к этому проекту, например, путем создания СП, чтобы, кроме TANAP, она получила возможность через Черное море танкерами гнать газ в Европу. Тогда и Украина, по сути, становится полноценным игроком – транзитером газа в Европу”, – предположил Землянский. Однако такой вариант развития событий сомнителен, так как сегодня никаких подобных переговоров с Турцией не ведется.

С другой стороны, мысль о строительстве Украиной терминала по регазификации сжиженного газа может не давать покоя российскому Газпрому – ведь в прошлом году Украина уже начала закупать природный газ у Германии и сократила закупки в России. Не исключено, что приостановка реализации проекта является одной из уступок, которую может потребовать Россия взамен на снижение цены импортируемого газа. Кстати, министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий заявил о намерениях достичь договоренности с российской стороной о снижении цены на газ для Украины до начала отопительного сезона, который начинается 15 октября. Да и В. Каськив в интервью “Украинской правде” на прошлой неделе как бы намекнул на возможность такого развития событий: “Я не могу позволить себе политических комментариев, потому что это не совсем соответствует моему мандату. Но, наверное, только слепому не видно, что по отношению к Украине осуществляется стратегия даже не кнута и пряника, а только кнута – в расчете на то, что Украина не сможет выбраться из этой ямы, в которую ее путем различных геополитических инструментов загоняют”. Хотя эксперты категорически исключают эту версию – не такая уж большая пропускная способность будет у нашего терминала, чтобы «Газпром» мог почувствовать от него угрозу.

В целом же Д. Марунич уверен, что при политической поддержке правительства проект LNG-терминала не умрет. Если В. Янукович и Н. Азаров будут оказывать проекту поддержку и дальше – терминал состоится. Правда, не наземный, а морской, и не к 2014 г., а в лучшем случае к 2015 г. (МинПром/Энергетика Украины, СНГ, мира)