В Минэнерго заявили, что соглашение о том, какой быть новой модели оптового рынка электроэнергии мощности, достигнуто. С рынка как товар исчезнет мощность, а цена электроэнергии и затраты на инвестиции для генераторов будут определяться в рамках долгосрочных свободных договоров. Генерирующие компании намерены добиваться пересмотра модели, вариант Минэнерго, по их мнению, приведет к невосполнимому дефициту мощности уже через пять лет.

“Модель оптового рынка есть. Концептуально мы готовы обсудить ее с участниками рынка”, – сказал заместитель министра энергетики Михаил Курбатов. Он пояснил, что речь идет о концепции двусторонних договоров, которая, в частности, предполагает отмену конкурентного отбора мощности (КОМ).

Сегодняшняя модель рынка предполагает раздельную продажу электроэнергии и мощности. Генераторы участвуют в КОМ, получая фиксированную плату на год, а электроэнергию продают в ежедневном режиме.

Новая модель, которая разрабатывалась с 2011 г., предусматривает переход к прямым двусторонним долгосрочным договорам между генераторами и покупателями энергии. В начале марта на совещании по энергетике Дмитрий Медведев отметил, что в России доля таких договоров составляет 10%, в то время как в Европе – 80%. Вчера председатель правления НП “Совет рынка” Вячеслав Кравченко сказал, что с принятием новой модели объем свободных договоров должен вырасти в разы, при этом регулируемые договоры и балансирующий рынок также сохранятся.

Ключевым моментом, по которому расходились генерирующие компании и потребители, была схема возврата инвестиций. Минэнерго поддерживает потребителей, полагая, что все необходимые затраты генераторы должны закладывать в долгосрочные договоры.

У генераторов свои аргументы. “Модель двусторонних долгосрочных договоров, во-первых, сложно реализуема, во-вторых, вызовет резкий рост тарифов и, в-третьих, однозначно снизит инвестиции в отрасль, – сказал генеральный директор “Газпром энергохолдинга” Денис Федоров. По его словам, на фоне отсутствия долгосрочной стратегии развития отрасли по модернизации действующих и строительству новых мощностей это может привести к невосполнимому дефициту мощности уже в 2018-2019 гг.

Альтернативная модель, к которой склонялись генкомпании, предполагала введение схемы ДПМ-штрих, которая основана на схеме ДПМ (договоры о предоставлении мощности), но гарантируют возврат инвестиций не в новое строительство, а в модернизацию старых мощностей. В частности, за переход на новую модель ратуют в “Интер РАО” и “Газпром энергохолдинге”.

Но, как отметил Михаил Курбатов, переход к системе ДПМ-штрих приведет к значительному удорожанию электроэнергии. Строительство новых объектов можно проконтролировать, а вот оценить, сколько компании необходимо средств на модернизацию, очень сложно. Не исключено, что генераторы просто обманут регулятора, заключил заместитель министра. Поэтому модель ДПМ-штрих может быть применена лишь в отдельных случаях. “Если инвесторы не будут принимать решения с необходимой скоростью, проводить конкурс на строительство и даже на модернизацию мощностей, мы будем выдавать ДПМ-штрих в ограниченном количестве”, – сказал Михаил Курбатов.

Аналитики разделяют опасения Минэнерго по поводу удорожания электроэнергии в случае принятия этой модели. “Скорее всего, в министерстве учитывают масштабную программу модернизации всей энергосистемы. Для ее выполнения потребуются значительные средства (11 трлн. руб.), которые в конце концов лягут в тариф”, – считает старший аналитик ФК “Открытие” Сергей Бейден. Он также напомнил, что уровень потребления электроэнергии растет крайне медленно, а дефицита мощностей на рынке нет.

“Минэнерго не согласовывало свой вариант модели рынка с генерирующими компаниями, и с нашей стороны никаких решений по ее одобрению не принято”, – рассказал директор НП “Совет производителей энергии” Игорь Миронов. В “Э.ОН Россия”, “РусГидро”, “Квадре” и ТГК-2 не стали комментировать новую модель рынка, уточнив, что пока не знакомы с документом.

Модель окажется невыгодной для тех генераторов, которые большую прибыль получают от продажи мощности, считает главный эксперт Газпромбанка Наталья Порохова. Под удар подпадают отчасти гидростанции и некоторые тепловые, добавляет аналитик. Во время обсуждения модели предполагалось, что таким компаниям будут установлены специальные тарифы. (Forbes.kz/Энергетика Украины, СНГ, мира)