Польша пока остается единственной страной, готовой помочь Украине в импорте более дешевого газа из Европы.

22 марта в Варшаве состоялась встреча Виктора Януковича с президентом Польши Брониславом Коморовским и президентом Венгрии Яношем Адером. Формальных целей у визита было две – совместный просмотр президентами стран-соседей отборного матча украинской и польской сборных по футболу, а также попытка выработки единого алгоритма действий трех стран по подготовке намеченного на конец года Вильнюсского саммита стран ЕС. Однако нельзя забывать, что Европе интересны отношения с Украиной, прежде всего в энергетической сфере.

Эти отношения в последние годы не отличались изобилием конкретных дел. Восполнить дефицит Украина попыталась в 2012 г., преподнеся Брюсселю “Маркер” энергетического диалога, им стала перспектива выхода Украины на европейский рынок краткосрочных контрактов по закупке голубого топлива, которая в целом в Европе была воспринята на ура. Однако на практике оказалось, что общее одобрение такого шага ЕС вовсе не означает, что каждый отдельный ее член готов включить режим наибольшего благоприятствования для Украины.

Пока же статистика украинского импорта европейского газа выглядит достаточно скупой. С 1 января по 25 февраля через газоизмерительную станцию (ГИС) Германовичи на границе с Польшей в Украину поступило всего 93,8 млн. куб. м реверсного природного газа. Он был импортирован из Германии компанией RWE Supply&Trading GmbH, которая начала поставлять ресурс Украине по краткосрочным договорам. Оператором договора с польской стороны выступила польская государственная газопроводная монополия Gaz System S.A. Однако параметры этого контракта не позволят существенно сокращать долю российского “Газпрома” на украинском рынке хотя бы потому, что Украине для начала больших закупок не хватит мощностей газопроводаперемычки на ГИС Германовичи. Ее мощность составляет всего 5 млн. кубов в сутки.

Чтобы увеличить реверс газа до более-менее приемлемого по масштабам уровня, например до 6 млрд. куб. м в год и более, Киеву надо было еще в 2012 г. приступить к реализации еще как минимум трех новых технических газовых соглашений. Первое – по обеспечению импорта газа через ГИС Теково, работающую в направлении на Западную Румынию и Болгарию, второе – через ГИС Орловка, работающую на Румынию и Болгарию, и третье – через ГИС Берегово, работающую в направлении Венгрии. Максимальная суммарная пропускная способность этой инфраструктуры вместе с ГИС Германовичи достигает 20 млн. куб. м в сутки. Это сугубо теоретически позволяет рассчитывать на импорт 7,3 млрд. куб. м реверсного газа. Перечисленные соглашения были заключены с румынской компанией SNTGN Transgas, находящейся в орбите австрийского государственного холдинга OMV, а также с венгерской газовой корпорацией MOL Foldgazszallito Zrt. (FGSZ Zrt.). Однако по факту поставки газа могут и не состояться – на данный момент существует слишком много препятствий для реализации соглашений и слишком мало желания у украинской власти их преодолевать.

Некоторые барьеры были обнаружены еще в ходе реализации контракта с RWE. Соглашение с этой компанией было подписано в феврале прошлого года и предусматривало начало поставок с июля, но фактически договор смог заработать только в конце прошлого ноября. Для коротких контрактов такая проволочка – большой срок. Формально отсрочка состоялась потому, что оператор газопроводов Словакии, компания Eurostream, не смог получить одобрения сделки с Украиной от всех участников прокачки. Eurostream – дочерняя компания международного консорциума SPP, который владеет всей ГТС Словакии. Ведущими акционерами консорциума выступают государство Словакия и Slovak Gas Holding BV, созданный французской корпорацией GDF Suez и германской E.ON Rhurgas. Они же основные заказчики прокачки газа через Словакию. Но кроме них почти половину словацкого транзита заказывают “Газпромэкспорт”, “Новатек”, принадлежащий другу Владимира Путина Геннадию Тимченко, а также швейцарские оффшоры “Газпрома” вроде компании Centrex, торгующей в ЕС газом из Узбекистана. SPP и его акционеры не имели возражений против реверсных поставок газа, но они были у “Газпрома”.

Теоретически эти возражения могли бы быть проигнорированы, если бы не ощутимое недоверие к Киеву со стороны правительства Словакии. В 2009-2012 гг. его отношения с “Газпромом” беспрецедентно обострились, началась настоящая газовая борьба между Москвой и Братиславой. В 2010 году при прямом содействии словацкой власти газовый рынок Словакии без лишнего шума покинула компания Slovrusgaz – местный аналог широко известной в Украине RosUkrEnergо. Однако тогда Киев, в отличие от Польши и Чехии, показательно дистанцировался от происходящего, что и породило недоверие Братиславы. В целом по аналогичным причинам откладываются сроки начала поставок “большого газа” из Венгрии. Еще меньше шансов договориться с Румынией, которая не без участия Москвы имеет значительные противоречия с Украиной по целому ряду проблем – от Молдовы и ПМР до отсуженного у Украины румынского шельфа.

В результате Киеву в деле реверса газа можно полагаться только на Варшаву. Это одна из немногих европейских столиц, где пока верят в то, что стремление Украины на газовый рынок ЕС – искренний шаг, а не формальный “маркер” в украинско-европейском энергетическом диалоге. Но нельзя сказать, что доверие властей Польши к Киеву будет длиться долго. Пока это доверие формируют три главные точки традиционной близости Украины и Польши в энергетической сфере. Первая – это нефтетранспортный проект Одесса – Броды, вторая – участие польской госкомпании PGNiG в попытках освоить крупное украинское Сахалинское месторождение и третья – вполне благополучная работа литовского Мажейкяйского НПЗ польской компании Orlen на украинском рынке импорта нефтепродуктов.

Накануне минувшего визита Виктора Януковича в Варшаву Польша добилась от местных властей отвода земель под завершающий этап проекта Одесса – Броды – Плоцк, добившись параллельно централизованных ассигнований от ЕС. Но все еще помнят 2010 г., когда Киев вместо активности в проекте взялся использовать его для поставок азербайджанской и венесуэльской нефти в Беларусь. И нет никаких гарантий, что подобные зигзаги в будущем не повторятся. Что касается безуспешного пока интереса Польши к Сахалинскому месторождению, то эта проблема уже давно стала притчей во языцех для украинско-польских отношений. Проблемы есть и вокруг доступа Мажейкяйского НПЗ на украинский рынок. Эта болевая точка то и дело дает о себе знать на волне полемики о необходимости оригинального способа субсидирования украинских НПЗ: методом введении заградительных импортных пошлин на нефтепродукты европейского качества.

Словом, вполне возможно, что все “три кита”, на которых пока зиждется достаточно крепкое украинско-польское доверие в энергетической сфере, очень скоро могут оказаться ненадежными. Вопрос только в том, сможет ли в таком случае польская Gaz System S.A. обеспечить Украине реализацию реверса поставок газа. Вероятно, не сможет. (Комментарии/Энергетика Украины, СНГ, мира)