Соседи воспользуются кризисом украинской нефтепереработки для реанимации своей.

Международное предприятие “Сарматия” начинает достройку украинско-польского трубопровода Одесса – Гданьск. Канал будет введен в эксплуатацию в кратчайшие сроки, что позволит начать поставку каспийской нефти на европейский континент. Но Украине в этом проекте отведена лишь роль транзитера.

Магистраль Одесса – Гданьск уже давно претендует на первенство среди международных энергетических долгостроев. Этот факт особенно неприятен на фоне того, что для ввода трубы в эксплуатацию нужно совсем немного: из 1,7 тыс. км осталось проложить скромные 370 км от украинского города Броды (Львовская обл.) до польского поселка Адамово. На днях о намерении довести начатое до конца заявила Европейская комиссия, согласившаяся финансировать достройку связующего транспортного звена. На этот проект будет выделено 120 млн. евро. При этом получателем финансовой помощи выступит международное трубопроводное предприятие “Сарматия”, отвечающее за проект “Одесса – Гданьск”.

Для официального Киева это решение стало доброй вестью, ведь Украина – один из соучредителей “Сарматии”, а значит примет участие в возобновлении строительства. Но как выяснилось, мы будем иметь лишь косвенное отношение к этому проекту, так как Еврокомиссия нарочито концентрировала внимание на том, что указанная сумма будет потрачена исключительно на достройку части трубопровода, проходящего по территории Польши.

С одной стороны, в таком решении для Украины нет никакой трагедии, ведь из вышеупомянутых 370 км 250 км нужно проложить именно на польской территории, а с финансированием оставшегося отрезка в 120 км мы вполне можем справиться самостоятельно. Другой вопрос, что эти инвестиции будут окупаться только за счет транзитных услуг Украины, тогда как еще совсем недавно мы надеялись на дивиденды в виде диверсификации источников снабжения сырьем отечественных нефтеперерабатывающих заводов. Сейчас, когда проект “Одесса – Гданьск” максимально приблизился к завершению, Украина не сможет использовать этот канал. Главная причина – техническая отсталость украинских НПЗ, делающая нерентабельной переработку дорогой качественной каспийской нефти.

Под прессом убытков нефтяных заводов в Украине падает переработка даже собственного более дешевого сырья, но винить в этом предприятиям некого, кроме своих хозяев. Зато европейцы смогли прижимистость украинских нефтяников обернуть в свою пользу. Речь о том, что кризис нашей нефтеперерабатывающей отрасли выступает для западных соседей гарантом поставки всего объема каспийской нефти, который будет прокачиваться по каналу Одесса – Гданьск. Сохранение объема имеет принципиальное значение по двум причинам. Первая: потенциал этой магистрали составляет до 15 млн. т в год, притом что она является основой Евро-Азийского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК), на маршруте которого сосредоточена группа европейских НПЗ, способных обеспечить спрос на легкую нефть Каспийского региона в объеме под 30 млн. т в год. Вторая: востребованность каспийского черного золота в Европе обостряет истощение месторождений в Северном море. Заместить этот источник российским сырьем европейцам не даст их бесконечная погоня за диверсификацией источников поставок. К тому же европейские нефтяники не понаслышке знают о том, что именно благодаря легкой каспийской нефти (при ее смешивании с тяжелыми сортами) НПЗ могут увеличить выход качественных нефтепродуктов, тем самым с лихвой покрывая расходы на закупку дорогих легких сортов нефти.

Экономическая выгода первым делом будет интересна Венгрии, Чехии, Словакии и Польше. При этом последняя будет проявлять наибольшую активность в вопросе доступа к ресурсу из нового канала. Подталкивать Варшаву к этому станет не только желание сэкономить деньги местных нефтепереработчиков, а и пополнить свою казну. Особенно на фоне того, что российская “Транснефть” стабильно снижает поставки своего сырья европейским потребителям через польскую станцию Адамова застава, отдавая предпочтение маршруту, пролегающему через порт Усть-Луга (Ленингранская обл.). Что же касается Украины, то ее роль в этом проекте будет сведена к функциям технического звена, зарабатывающего на транзите сырья исключительно благодаря своему географическому положению. (Комментарии/Энергетика Украины, СНГ, мира)