В последний день марта на площадь Донецка снова вышли активисты протестовать против добычи сланцевого газа. В этот раз митинг состоялся в рамках акции “Вставай, Донбасс!” Активисты говорили о том, что в случае добычи нетрадиционного газа область может превратиться во второй Чернобыль и требовали наложить мораторий на соглашение с Shell. После акции участники заключили меморандум, который обязались разослать представителям всех властных структур.

Это уже не первый подобный митинг в Донецке. И хотя большую часть их них называют не политическими, периодически на таких митингах можно увидеть флаги абсолютно разных политических партий и движений, в частности КПУ, ВО “Свобода”, “Украинский выбор”. Правда, свои митинги они проводят по отдельности. Зачастую на митинги приходят молодые мамы, студенты и пенсионеры. О предстоящих событиях чаще всего узнают в социальных сетях или по смс-рассылке, которая приходит за день-два до акции. Активисты – всегда с плакатами и оригинальными кричалками вроде “Засланцы прочь”, “Экономика на костях” и т. д.

Немного ранее министр экологии и природных ресурсов Олег Проскуряков во время своего пребывания в Донецке отметил: “Мы, не пробурив еще ни одной скважины, уже кричим об экологических проблемах. Да, вопросы есть, но при строгом контроле технологий мы этого не допустим. Если мы увидим какую-либо угрозу, этот проект на данном участке воплощаться не будет”. Но общественные активисты не ждут, когда угроза будет обнаружена. Помимо митингов они идут еще одним путем. Две общественные организации “Эко-движение Донецка” и “МАМА-86” подали иск в Донецкий окружной административный суд, в котором требовали признать противоправным решения Донецкого областного совета от 10.01.2013 г. №6/18-456 “О согласовании Соглашения о разделе углеводородов, которые будут добываться в пределах участка Юзовский”. Активисты настаивали, что решение было принято неправильно, а неполная и несвоевременная огласка помешала вовремя активистам принять участие в обсуждение данного вопроса. Суд состоялся 18 марта и вынес отрицательное решение для общественных организаций. Но, по словам активистов, они не собираются сидеть сложа руки, и уже сегодня собираются подать апелляцию, а в случае необходимости готовы дойти даже до Европейского суда.

Наиболее масштабными митингами были акции в Славянске и Краматорске 17 марта, где собралось около тыс.и человек. Владимир Березин, глава ассоциации “Зеленое движение Донбасса” не считает, что митинги являются политическими. По его мнению, это дискредитация тех людей, которые выходят на митинги. “На сегодня это не просто экологическое движение, это – гражданское движение. Давно такого не было. И очень жаль, что многие этого не замечает”, – говорит он. По словам Березина, они неоднократно обращались к международным экспертам, и во время круглых столов с представителями компании ставили те вопросы, которые волнуют общество. Однако ответы на них так и не получили.

Комментарии

Виктор Николаенко, начальник главного управления взаимодействия с общественностью при ДонОГА:

– Митинги в последнее время носят сугубо общественный характер и лишены политической подоплеки. Если раньше заявки на проведение мероприятий подавали общественные партии, то сегодня это сугубо общественные организации”. Кроме того, он отметил, что сегодня со стороны властей идет полное предоставление информации гражданам, организовываются круглые столы, ведется диалог между представителями компании Shell и общественностью. Об этом он сообщает Порталу неполитических новостей.

Галина Олейникова, представитель общественной организации “МАМА-86”:

– Компания Shell по-прежнему продолжает проводить мероприятия с представителями власти. На наши предложения они не отвечают и открыто на контакт не идут. В компании прекрасно понимают, что мы уже достаточно подготовлены в данном вопросе, ведь они сами дали нам время и возможность хорошо изучить данную тему, выйти на контакт с международными специалистами и организациями. Теперь у нас есть много конкретных вопросов, на которые они пока не могут дать ответы. Они манипулируют общественным сознанием и боятся, что если наши вопросы окажутся без ответа, люди поймут, что мы протестуем не зря. На данный момент мы входим в антифрекинговое движение, которое было создано в начале марта в Праге. Сейчас мы выходим на представителей антифрекингового движения в США. Мы прекрасно понимаем, что в Украине мы можем не выиграть суд, поэтому настроены решительно идти до конца. Все наши доводы, комментарии экспертов, специалистов не воспринимаются. А в то же время многие боятся высказать свою настоящую позицию, чтобы не лишиться своего рабочего места. Сейчас мы распространяем листовки с информацией по сланцевому газу. Наши активисты распространяют диски с фильмами, которые рассказывают о реальных условиях и возможностях добычи газа. Кроме того, мы собираемся выпускать газету, где более детально будем рассказывать о том, что такое сланцевый газ.

Сейчас все приводят мнение геологов, о том, что у нас есть такой газ и это может позволить стать Украине энергетически независимой, но никто не говорит о действительной ситуации в области. И все экспертные мнения специалистов-экологов, научных деятелей просто не берут в счет. (День/Энергетика Украины, СНГ, мира)