“Роснефть” хочет поставляться газ с “Сахалин-1” на свой завод по производству сжиженного газа на Дальнем Востоке. Это позволит решить две задачи: завод получит дополнительную ресурсную базу, а на месторождениях “Сахалин-1” наконец начнется добыча газа. Производство здесь буксует уже несколько лет из-за того, что оператор проекта ExxonNeftagas и “Газпром” не могут договориться о схеме поставок топлива.

Газ, добытый в рамках проекта “Сахалин-1”, можно использовать в качестве ресурсной базы второй очереди завода СПГ на Сахалине, заявил президент “Роснефти” Игорь Сечин, передает Интерфакс. “Здесь надо договариваться со всеми партнерами – это Exxon, Marubeni, ONGC, Sinopec. С ними будут проведены переговоры о принятии решения о поставках газа для этого проекта (второй очереди завода СПГ)”, – сказал он.

Какая может быть мощность второй очереди завода, он не уточнил. Производство первой линии может составить около 5 млн. т СПГ в год и будет опираться на ресурсную базу “Роснефти”. Компания рассчитывает, что продукция завода начнет поступать на рынок не позднее 2018 г.

По словам Игоря Сечина, ресурсная база проекта “Сахалин-1” оценивается в объеме порядка 500 млрд. куб. м, в совокупности с ресурсной базой самой “Роснефти” (600 млрд. куб. м) она увеличится до 1,1 трлн. куб. м. “Но это надо обсуждать, это пока спектр обсуждения теоретического характера”, – подчеркнул он.

О том, что “Роснефть” и ExxonMobil изучают возможность строительства завода, стало известно в середине февраля. Окончательное решение ожидается в июне. Интерес к проекту СПГ завода проявляют и другие компании. “Также будем работать с южнокорейскими партнерами, проявлен интерес и со стороны японских компаний, которые готовы стать партнерами по этому проекту и потребителями (сжиженного газа) в последующем”, – сказал Сечин.

“Роснефть” и Exxon являются также партнерами по проекту “Сахалин-1”, заключенному на условиях соглашения о разделе продукции. Оператор проекта – дочернее предприятие ExxonMobil – Exxon Neftegas Limited (30%). “Роснефти” принадлежит 20%, японской Sodeco – 30%, индийской ONGC – 20%. Проект включает в себя разработку трех морских месторождений: Чайво, Одопту и Аркутун-Даги. Сейчас ведется только добыча нефти. Несколько лет партнеры по проекту пытаются договориться с “Газпромом” о схеме поставок газа. ExxonNeftegas хотел бы его экспортировать, но холдинг, обладая монопольным правом на продажу газа за рубеж, выступает против. В итоге коммерческая часть газовой программы “Сахалин-1” не реализуется.

По оценке Sberbank CIB Валерия Нестерова, стоимость первой очереди завода “Роснефти” может составить около $5 млрд. Компания давно добывает газ на Сахалине, но не в больших объемах (в 2010 г. ее “дочка” “Сахалинморнефтегаза” добыла 0,52 млрд. куб. м газа). Строительство завода по производству СПГ частично решает проблему сбыта, но еще необходимо получить право экспорта СПГ: изменения в законодательство в этой части сейчас готовит Минэнерго. “Откладывать этот вопрос нельзя. С 2018 г. по 2022 г. в мире ожидается рост спроса на СПГ. Российским компаниям важно попасть в это окно”, – говорит эксперт. При этом газ с арктического шельфа выйдет на рынок не раньше 2025 г. (Rbcdaily.ru/Энергетика Украины, СНГ, мира)