Бурное развитие событий вокруг проектов Nabucco West и Трансадриатического газопровода (ТАР) в последние дни объясняется тем, что времени на раздумье осталось совсем мало. Консорциум по разработке азербайджанского газоконденсатного месторождения Шах-Дениз начал оценку окончательных предложений от проектов ТАР и Nabucco West. До конца июня планируется принять окончательное решение по поводу наиболее выгодного варианта транспортировки газа в Европу.

В этом и заключается кульминационный момент проекта “Южного газового транспортного коридора”, который, кстати, не раз откладывался, что говорит о том, как сложно, порой, определиться с выбором. Но выбор неизбежен – начало второй стадии разработки азербайджанского газоконденсатного месторождения Шах-Дениз требует скорейшего определения маршрута поставок азербайджанского газа на европейский рынок.

В очередной раз консорциумом по Шах-Денизу были озвучены основные критерии выбора маршрута: это, в первую очередь, стоимость газа на рынке (для долгосрочных покупателей), а затем – транзитный тариф. Но эти вполне объяснимые с экономической точки зрения критерии были заложены в выборе первоначально. Трудность заключается в том, что из двух имеющихся вариантов каждый хорош по-своему.

Сегодня каждый из двух конкурирующих проектов – Nabucco West и ТАР – обладает преимуществами, с помощью которых итоговое решение может быть принято в его пользу. Обе стороны ответственно подошли к поставленной цели, представив на рассмотрение консорциуму убедительные доводы по спросу на газ, технические, административно-контрольные, финансовые и другие аспекты. Оба проекта обладают равной политической поддержкой участвующих сторон, имеют одинаковую перспективу, что и уравнивает их шансы на успех.

Азербайджан остается в выигрыше, независимо от выбора того или иного маршрута. США занимают нейтральную позицию в отношении вопроса транспортировки азербайджанского газа по ТАР и Nabucco West. В свою очередь, Европейская комиссия также не выказывает предпочтение никакому проекту, потому как цель обеих маршрутов в рамках единого проекта “Южного газового коридора” направлена на диверсификацию источников энергоресурсов в ЕС.

Выбор проекта гораздо теснее задевает интересы отдельных европейских стран, которые испытывают нужду в дополнительных источниках газа. Так, в выборе проекта Nabucco West решающим аргументом является снабжение газом стран Юго-Восточной Европы – региона, в энергетическом плане наиболее зависимого от одного поставщика, и поэтому наиболее уязвимого.

В случае же с проектом ТАР критическим фактором становится поддержка греческой и, отчасти, итальянской экономик. Ожидаются инвестиции в греческую экономику и открытие новых рабочих мест при строительстве и дальнейшей эксплуатации трубопровода. Азербайджанский газ этим странам (может, за исключением Италии) реально необходим и им надо добиться того, чтобы он проходил по их территории, или, в крайнем случае, рядом. Как видно, случайный выбор одного из проектов здесь неприемлем, нужны более веские причины, которые могут перевесить чашу весов в сторону одного из вышеуказанных проектов.

Как же свести на “нет” этот сложный процесс выбора? Если в ближайшее время у сторон не появится веский аргумент, который позволит отдать предпочтение одному из проектов, то единственным вариантом (который может стать для участников этого своеобразного состязания приятным сюрпризом) в этой ситуации будет сказать “да” обеим маршрутам. Тем более, что такой вариант на долгосрочную перспективу отнюдь не исключен. По трубопроводам будет возможно доставлять газ не только с месторождения Шах Дениз, но и значительные объемы газа из других месторождений Азербайджана и даже газ других стран.

Согласно прогнозам, мировой спрос на энергоносители будет расти день ото дня, а доказанные запасы газа в Азербайджане составляют более 2,2 трлн. куб. м, что даст возможность Азербайджану в ближайшие десятилетия стать важным поставщиком газа на международные рынки. (Trend.az/Энергетика Украины, СНГ, мира)