“Роснефть” не будет платить налоги с процента по предоплате, полученной от китайской CNPC в счет поставок российской нефти в Китай. Такой пункт содержится в подписанном недавно межправительственном соглашении между Россией и Китаем.

В марте Москва и Пекин договорились о дополнительных поставках нефти. Условия были закреплены в межправительственном соглашении о расширении сотрудничества в сфере торговли нефтью. Согласно документу по нефтепроводу Сковородино – Мохэ с 1 июля до 31 декабря в Китай будет отправлено до 800 тыс. т нефти, в 2014 г. – 2 млн. т, с начала 2015 г. по конец 2017 г. – 5 млн. т в год, с 1 января 2018 г. до 31 декабря 2037 г. – до 15 млн. т в год и с 1 января до 30 июня 2038 г. – 7,5 млн. т нефти.

По другим направлениям в течение 5-10 лет с 1 января 2014 г. “Роснефть” поставит 7-10 млн. т нефти для снабжения сырьем НПЗ, расположенных в западной части Китая. Еще 9,1 млн. т нефти в год компания будет поставлять для Тяньцзинского завода (совместный проект с CNPC). Ранее планировалось построить завод до 2015 г.

Одновременно “Роснефть” и CNPC как уполномоченные организации своих стран подписали договор – основные условия поставок нефти с предоставлением предоплаты. В соглашении указано, что предоплата включает плавающую процентную ставку и льготные периоды. Эти условия, а также возможный размер предоплаты “Роснефть” не раскрывает. Ранее на условиях предоплаты (до $10 млрд.) “Роснефть” договорилась поставить в течение пяти лет нефть Glencore и Vitol в объеме 67 млн. т.

Помимо соглашении о дополнительных поставках нефти “Роснефть” заняла у Китая еще $2 млрд. на 25 лет. В 2009 г. она и “Транснефть” взяли у китайских банков кредит на общую сумму $25 млрд. под гарантию поставок в течение 20 лет нефти объемом 15 млн. т нефти в год. Ставка кредита была привязана LIBOR. Условия кредита оказались достаточно выгодными для российских компаний.

В то же время в п. 1 ст. 6 соглашения указывается, что “проценты по предоплате, предоставляемой по договорам, заключенным в соответствии с соглашением, и иные связанные с ней выплаты освобождаются от налогообложения в государствах сторон”. Исполнять обязательства по погашению предоплаты, а также уплате процентов и иных выплат “Роснефть” будет осуществлять путем зачета этих сумм при расчетах за поставляемую нефть. В компании не раскрывают условия дополнительного соглашения.

Стратегические соглашения всегда влекут за собой огромное количество льгот и уступок, например упрощение таможенного режима, говорит юрист юридической фирмы Art de Lex Анастасия Василенко. Согласно ст. 7 Налогового кодекса освобождение любого вида доходов от налогообложения легитимно, если это предусмотрено международным соглашением. Установление такой налоговой льготы входит в компетенцию российского правительства при заключении наднациональных соглашений. Примером таких актов может быть соглашение об избежание двойного налогообложения, говорит Василенко.

По ее словам, китайская сторона не будет уплачивать налог на прибыль с полученных процентов за фактическое кредитование поставок, а бюджет России, скорее всего, не сможет претендовать на увеличение налоговой базы по налогу на прибыль “Роснефти”, так как данные проценты будут признаваться расходом, уменьшающим налогооблагаемую базу. (Rbcdaily.ru/Энергетика Украины, СНГ, мира)