К началу 2013 г. – всего за год – установленные мощности украинских ВЭС увеличились практически вдвое, – до 302 МВт. В итоге если 2010-2011 гг. стали годами активного строительства солнечных станций, то трендом 2011-2012 гг. стало развитие именно ветроэнергетики. 

Хотя “зеленый” тариф был принят еще в 2009 г., отсрочка, уверяют эксперты, была вызвана отнюдь не медлительностью инвесторов. “Солнечная энергетика проще в плане девелопмента – скорость воплощения проекта в жизнь зависит от количества людей, которые занимаются строительством. Для ВЭС, как минимум, нужен год ветромониторинга, результаты которого банки требуют при принятии решения о кредите. Нужно учитывать и пути миграции птиц – если они проходят там, где вы наметили строительство, о проекте можно забыть”, – рассказывает Герман Айнбиндер, директор ООО “Винд Пауэр” (ДТЭК).

Кроме отслеживания скорости ветра и “птичьих троп”, строителям ВЭС нужно решить сложные инженерные задачи – пробурить пару десятков скважин по 28-30 м, обеспечить подвоз бетона и непрерывную заливку фундамента для ветроустановки – глубиной с восьмиэтажный дом. Плюс обеспечить пути подвоза, по которым можно будет доставить к стройке крупногабаритные лопасти ветряков и элементы башен. Именно поэтому, уточняет Айнбиндер, проекты, начатые три-четыре года назад, активно вводились в эксплуатацию в прошлом году. Инвесторов не отпугнула даже норма об обязательной украинской составляющей для станций, сданных в эксплуатацию после 1 июля 2013 г.

Развивать ветроэнергетику у нас в стране правительство решило еще в середине 90-х, когда была принята первая правительственная программа строительства ветряных станций. Она предполагала, что к 2010 г. в стране появятся практически 2 ГВт установленных ветромощностей. Однако в Кабинете Министров несколько просчитались – пока тарифы на электроэнергию, газ и другие традиционные энергоресурсы были низкими, бизнесу было неинтересно вкладывать в затратную альтернативную энергетику. “За десять лет действия программы были построены 90 МВт. Чтобы бизнес заинтересовался этим направлением, понадобился закон, предполагающий “зеленый” тариф для ВЭС”, – рассказывает Айнбиндер. Если бы не коэффициент, увеличивающий выручку компаний от продажи электроэнергии в 2,1 раза (сейчас это 0,1131 евро/кВт-ч), ветростанции окупались бы на протяжении 10-15 лет, а получить кредиты на их строительство было бы проблематичным. Сейчас инвестиции в ВЭС могут вернуться всего за пять-семь лет.

Тем не менее, пока что доля ветроэнергетики в общем энергобалансе страны крайне мала – вся альтернативная энергетика в 2012 г. обеспечила примерно 1% от потребности страны в энергии. Основных игроков на рынке ветроэнергетики два – “Ветряные парки Украины” и ДТЭК (“Винд Пауэр”). В прошлом году на полную мощность были запущены два проекта первой компании – ветряные парки “Новоазовский” и “Очаковский”, а в начале 2013 г. продавать свою энергию “Энергорынку” начала и первая очередь Ботиевской ВЭС (ДТЭК).

Кроме двух лидеров, свою станцию построила и компания “Виндкрафт Украина” – это “Новороссийская ВЭС” в Херсонской области. К тому же строят ВЭС львовская компания “Эко-Оптима”, консорциум Greenworx Holding NV (Бельгия) и Guris Construction and Engineering Co. (Турция) и другие. Хотя некоторые компании, например “Нова-Эко”, объявив о начале проекта, были вынуждены приостановить его из-за проблем с землей.

Согласования и разрешения – одна из самых денежных проблем ВЭС. “Стоимость подключения к единой энергосистеме составляет от 5% до 10% от стоимости проекта в зависимости от существующей инфраструктуры”, – рассказывает руководитель направления стратегии и привлечения инвестиций УК “Ветряные парки Украины” Антон Сафонов. “Получение всех разрешений, проведение ветромониторинга, подключение к сети и прочие работы – одинаковые для всех проектов – могут стоить до 20% от стоимости станции на 100 МВт”, – продолжает глава правления Украинской ветроэнергетической ассоциации Андрей Конеченков. Соответственно, если себестоимость 100 МВт установленной мощности составляет 140-150 млн. евро, то согласование и проектирование обойдутся компании примерно в 28-30 млн. евро. Поэтому, раз уж компании приходится платить такую цену за проект вне зависимости от установленной мощности, ей выгоднее строить большую ВЭС. Выгода, впрочем, связана и с суммой заказа. “Ваша переговорная позиция (относительно скидок) сильнее, если вы говорите о покупке 100 МВт. Если вы покупаете один ветряк, он будет стоить дороже”, – добавляет Айнбиндер.

Принимая закон о “зеленом” тарифе, парламент одновременно предусмотрел и так называемую украинскую составляющую – долю работ, товаров и услуг местного производства в строительстве ВЭС. Согласно поправкам к закону об электроэнергии, станции, которые начали строиться после первого января 2012 г. и будут достроены после первого июля 2013 г., обязаны иметь 30%-ную отечественную составляющую. А после первого июля 2014 г. не меньше 50%. Причем законом точно определено, какая доля украинского должна быть в той или иной агрегатной части ВЭС.

“Вводить эту норму, когда в Украине не было ни одного предприятия, производящего оборудование для ВЭС, было несколько преждевременно”, – рассуждает Андрей Конеченков. Однако, по его словам, основные игроки сумели выйти из положения – ДТЭК, Konkord Group и “Эко-Оптима” начали строить свои станции до конца 2011 г. А “Ветряные парки” сразу сделали ставку на создание полного цикла – от ветряного машиностроения до готовых парков. “Закон о “зеленом” тарифе, включая норму о локальной составляющей, был принят еще в 2009 г. Как показал опыт, этого времени оказалось достаточно, чтобы организовать производство ветроустановок в Украине”, – утверждает Антон Сафонов. Украинские собственники “Ветряных парко Украины” вместе с немецким соинвестором Fuhrlander Aktiengesellschaft инвестировали в завод “Фурлендер Винд Технолоджи Украина” в городе Краматорск, обеспечив ему сбыт продукции, а своим паркам поставщика и налаженное сервисное обслуживание ветроустановок. И обязательную местную составляющую: сейчас на предприятии локализировано производство гондол и башен, планируется наладить литье и сборку ступиц, изготовление лопастей, а также других компонентов.

Обеспечить норму по местной составляющей во время строительных работ несложно – бетон, металлоконструкции, кабели, трансформаторы, рабочую силу украинского происхождения используют большинство компаний. Но выпускать оборудование для ветропарков, кроме “Фурлендер Винд Технолоджи”, по словам Конеченкова, пока некому. В потенциале готова частично локализовать производство датская Vestas, строящая, в частности, парки для ДТЭК. “В принципе, в Украине несложно наладить производство башен. Сейчас стальной лист производства “Азовстали” экспортируется, в Дании и Германии делают из него готовые башни – соответственно, процесс можно упростить”, – рассуждает Айнбиндер. По его словам, можно наладить производство и многих других комплектующих.

Главное, чтобы потом, оформляя для себя право на “зеленый” тариф, вы могли доказать, что в вашей ВЭС действительно столько украинских работ и товаров, сколько нужно и в нужных пропорциях, рассказывает председатель правления Западно-Крымской ВЭС Лоик Лерминьо. “До ноября прошлого года действовал один закон: доля определялась ценой товаров и работ и считалась произвольно. Сейчас другой – все детально расписано и нужно собирать баллы, чтобы доказать свое право на тариф”, – объясняет он. Хотя в документе прописано четко, что порядок определения местной составляющей должен определяться НКРЭ, его до сих пор не существует. “Соответственно, даже наладив здесь сборку гондол, мы рискуем сделать что-то неправильно и продавать в итоге энергию на общих основаниях”, – продолжает Лерминьо.

Впрочем, постепенно в Украине будет появляться больше как малых, так и больших станций. По словам генерального директора ООО “Греса-Групп” Николая Савчука, до 2007 г. ветроэнергетикой начинали заниматься либо чудаки, либо от безысходности. Сейчас мотивация другая – инвестиции окупаются и дают энергетическую независимость. В целом до 2015 г., прогнозируют в ассоциации, в Украине появится примерно 1 ГВт установленных ветромощностей – втрое больше, чем действует сейчас. (Инвестгазета/Энергетика Украины, СНГ, мира)