Ответом может стать раздел «Газпрома» на две компании: транспортную и добывающую. Дискуссия об этом уже началась в Кремле под руководством Владимира Путина, в ней активно участвуют и новые игроки российского газового рынка – НОВАТЭК и «Роснефть».

В октябре 2012 года президент Владимир Путин выступал на организованной банком ВТБ конференции «Россия зовет!» и рассказывал иностранным инвесторам о том, что на фоне проблем в еврозоне РФ выглядит оплотом стабильности. Тогда же Путин заявил, что компания «Газпром» должна быть единой. «Мы не должны поступать так, как поступают наши коллеги в Европе, когда они делят на отдельный бизнес – добыча, на отдельный бизнес – транспорт, на отдельный бизнес – распределение, – отчеканил президент. – Если выделить отдельно транспорт, то транспортная составляющая просто умрет сама по себе. Транспортная составляющая как бизнес интереса не представляет».

Однако спустя полгода после форума ситуация во внутриэлитной дискуссии вокруг «Газпрома» резко изменилась. По данным «Власти», последние два месяца в Кремле и президентской резиденции Ново-Огарево прошли несколько закрытых совещаний о будущем российской газовой монополии.

Консультации по «Газпрому», по словам нескольких чиновников, в общих чертах знакомых с ходом обсуждения, пока что носят исключительно неформальный характер. В качестве участников дискуссии помимо самого Владимира Путина источники «Власти» называют среди прочих помощника президента по экономическим вопросам (летом переходит на должность главы ЦБ) Эльвиру Набиуллину, президента «Роснефти» Игоря Сечина (параллельно занимает должность ответственного секретаря президентской комиссии по ТЭКу), главу «Газпрома» Алексея Миллера. Также в обсуждении, по данным «Власти», участвуют представители независимого производителя газа НОВАТЭК, его крупнейшими акционерами являются Леонид Михельсон (N3 в российском списке Forbes 2013 года) и Геннадий Тимченко (N9 в списке Forbes).

Самый обсуждаемый сейчас вариант, как раз заключается в разделении «Газпрома» на два вида бизнеса – транспортный и добывающий – с созданием двух независимых юридических лиц. «Никакого решения нет, это все лишь варианты с перспективой реализации в горизонте от двух до пяти лет», – уточняет собеседник «Власти».

Идея раздела «Газпрома» на несколько компаний не нова: она обсуждалась с того момента, когда в 1989 году Министерство газовой промышленности СССР было преобразовано в «Газпром». В 1990-е эту идею лоббировали многие предприниматели, предлагавшие разделить «неэффективную монополию» и приватизировать «Газпром» по частям. Рупорами этой идеи были консультанты из Всемирного банка и Международного валютного фонда, ссылавшиеся на распространенную мировую практику раздела генерирующих и транспортных активов в энергетике.

Сегодня правительство снова задумалось о возможности разделения. Ситуацию поломала «сланцевая революция» в США. Еще два года назад глава «Газпрома» Алексей Миллер называл этот феномен голливудскими спецэффектами. «Но в прошлом году был произведен серьезный анализ. Стало понятно, что это не голливудские штучки, а серьезный вызов», – рассказывает «Власти» источник, близкий к правительству. Цены на газ в Европе снижаются благодаря потоку дешевого ближневосточного СПГ, предназначавшегося изначально для США и теперь оказавшегося на европейском спотовом рынке. Дэниел Ергин из Cambridge Energy Research Associates говорит, что в среднесрочной перспективе «сланцевая революция» приведет к формированию глобального рынка газа, цена на котором не привязана к нефтяной цене. Это разрушит краеугольный камень, на котором держатся позиции «Газпрома» в Европе, – связь газовых цен с нефтяными через формулы, прописанные в долгосрочных контрактах.

Впрочем, возможными перемены в будущем «Газпрома» стали не только из-за внешних, но и из-за внутренних факторов – на рынке появились несколько крупных игроков, таких как «Роснефть» и НОВАТЭК. Именно благодаря их усилиям был поднят вопрос о лишении «Газпрома» статуса монопольного экспортера газа. Решение о пересмотре экспортной монополии «Газпрома» будет принято в ближайшие месяцы. Как говорил министр энергетики Александр Новак, правительство может разрешить российским компаниям экспортировать СПГ. Правда, скорее всего, разрешение будет касаться только азиатских рынков, чтобы не вызвать конкуренцию между российским СПГ и трубопроводным газом «Газпрома» в Европе.

В будущем же «Роснефть» и НОВАТЭК заинтересованы и в доступе к магистральным трубопроводам. Так что раздел «Газпрома» на две компании будет отвечать их интересам.

Решения о судьбе «Газпрома» пока нет. «Здесь надо взвесить все аргументы, посмотреть, как будет меняться ситуация на рынке. Такие вопросы одним махом решить нельзя, так что сейчас основная задача – честно и непредвзято изучить факты, проанализировать возможные сценарии и лишь затем сформулировать ответ», – говорит источник «Власти», знакомый с настроем участников дискуссии о будущем «Газпрома». В одном собеседники «Власти» уверены: каким бы ни было решение Владимира Путина, реформировать «Газпром» будет уже другая команда. Формально контракт Алексея Миллера истечет только в 2016 году. На сегодняшний день он руководит монополией уже 10 лет. «Как бы ни оценивать работу Миллера на этом посту, десять лет – очень много. К тому же концерн проспал «сланцевую революцию», – говорит источник в правительстве. (Коммерсантъ-Власть/Russia Beyond the Headlines/Энергетика и энергоресурсы Украины, СНГ, мира)