Кабмин внес в Верховную раду законопроект №2937, который позволяет приватизацию НАК “Нафтогаз Украины” и ее “дочек” и сдачу в аренду газотранспортной системы (ГТС).

Содержание документа совпадает с требованиями российского “Газпрома”, который таким образом пытается добиться гарантий в случае создания консорциума по управлению ГТС.

В законопроекте правительство предлагает Верховной раде снять запрет на приватизацию “Нафтогаза” и его дочерних предприятий, включая компании по транспортировке газа магистральными трубопроводами и хранению его в подземных хранилищах. Правительство предлагает внести соответствующие изменения в ряд законов и разрешить их приватизацию при условии принятия такого решения Кабинетом министров. В том числе Кабмин предлагает разрешить аренду объектов магистрального трубопроводного транспорта.

Систему магистральных газопроводов и 12 подземных хранилищ газа страны эксплуатирует ПАО “Укртрансгаз”. Пропускная способность ГТС Украины на входе составляет 288 млрд. куб. м, на выходе – 178,5 млрд. куб. м, в том числе в страны Европы – 142,5 млрд. куб. м, в Молдову – 3,5 млрд. куб. м. Общая протяженность газопроводов, которые эксплуатирует “Укртрансгаз”, составляет 38,6 тыс. км, в том числе магистральных газопроводов – 22,2 тыс. км, газопроводов-отводов – 16,4 тыс. км.

Последний визит президента Виктора Януковича в Москву, где планировалось подписать новые соглашения о закупках газа, закончился ничем из-за требований “Газпрома” законодательно закрепить возможность аренды украинской ГТС, хотя сейчас это запрещено законом. Источник “Ъ” в “Газпроме” подтверждал, что монополия настаивает на изменениях законодательства.

В пояснительной записке к законопроекту глава Минэнергоугля Эдуард Ставицкий объяснил необходимость его принятия продолжающейся реформой “Нафтогаза” и выполнением обязательств Украины, взятых в связи с присоединением к договору об учреждении Энергосообщества.

Как рассказал “Ъ” источник в “Нафтогазе”, законопроект был внесен в Верховную раду после очередного раунда переговоров с “Газпромом”, состоявшегося на прошлой неделе. “Нам совершенно очевидно, что продвинуться в дальнейшем без принятия закона не удастся. Поэтому, если депутаты хотят, чтобы цены на газ понизились до $260-280 (сейчас НАК покупает газ по $406) за 1 тыс. куб. и украинская ГТС была загружена, им придется принять законопроект”,- говорит собеседник “Ъ” в “Нафтогазе”.

В оппозиции аргументы “Нафтогаза” не разделяют. “В свое время закон, запрещавший приватизацию ГТС, был принят 390 голосами. Большинство Рады традиционно было против приватизации газотранспортной системы. Оппозиция сделает все возможное, чтобы этот документ никогда не принял украинский парламент”, – говорит зампредседателя парламентской фракции “Батькивщина” Сергей Пашинский.

Директор Института энергетических стратегий Дмитрий Марунич считает, что правительство опоздало с принятием документа. “Сегодня, после принятие решения о строительстве South Stream и “Ямал-Европа-2”, украинская ГТС намного меньше нужна “Газпрому”. Поэтому вряд ли Россия ограничится только требованием создать консорциум, – говорит Марунич. – Скорее всего, теперь от Украины потребуют вступить в Таможенный союз или что-то в этом роде”. (Коммерсант-Украина/Энергетика Украины, СНГ, мира)