Мировые цены на нефтепродукты падают, а на складах российских  нефтяных компаний накопились рекордные запасы бензинов – больше 1,9 млн. тонн. В результате нефтяники вынуждены существенно снижать цены.

В середине апреля крупнейший в России частный нефтедобытчик «Лукойл» объявил о снижении цен на нефтебазах и нефтепереработывающих заводах, и даже на собственных АЗС в России. Заявление было неожиданным – нефтяники редко идут на снижение цены весной, когда растет спрос на нефтепродукты.

Такое решение представитель «Лукойла» объяснил падением котировок нефти и нефтепродуктов на мировых рынках. Компания всегда придерживается рыночных принципов ценообразования на топливном рынке, говорит он.

Вслед за «Лукойлом» о снижении цен объявили государственные компании – «Роснефть» и «Газпромнефть». На заводах «Роснефти» бензин подешевел в диапазоне от 1,8 до 5,4%. НПЗ «Газпром нефти» снизили цены в пределах от 1 до 3%. Это первое существенное снижение цен за последний год.

Помимо снижения мировых цен, есть и другая объективная причина, почему цены на внутреннем рынке падают – нефтяники накопили рекордные запасы бензинов: по состоянию на 1 апреля резерв составил 1,9 млн. т. Кроме того, дополнительные объемы на внутренний рынок дают белорусские заводы. До конца 2013 года запланировано к поставке из соседней страны 3,3 млн. т нефтепродуктов: 2,1 млн. т бензина, 1 млн. т дизтоплива, 0,2 млн. т топлива для реактивных двигателей. «Сегодня бензин девать некуда: все залито у всех», – прокомментировал в интервью газете «Ведомости» президент «Башнефть» Александр Корсик.

Два года назад ситуация на внутреннем рынке было совсем иная. С начала 2011 года к продаже было запрещено Евро-2, а уже весной стало не хватать бензина. Взять его было негде, в результате топливо резко подорожало, многие независимые АЗС обанкротились, так как заводы фактически прекратили продажу им бензина. Евро-2 в оборот государство тогда вернуло, а с января 2013 года вновь исключило. Чтобы производители не вывозили бензин за рубеж, правительство ввело на него заградительную пошлину в размере 90% от ставки пошлины на нефть. Это сработало – нефтяники начали запасаться бензином впрок. ФАС со своей стороны следило за ценами. 2012 год прошел без потрясения на топливном рынке. Не будет бензинового кризиса и в текущем году, считают чиновники. Правда, нефтепродукты подорожают. Минэнерго ожидает, что рост цен на бензин на 13-14%. С января они в среднем выросли на 2 рубля.

Аналитик ИФК «Солид» Дмитрий Лукашов не исключает, что снижение цен – это реакция компании на недавнее заявления Минфина, который потребовал от Федеральной антимонопольной службы более активно контролировать розничные цены на бензин. При сложившихся уровнях акцизов, нефтяные компании, по мнению Минфина, получают сверхприбыль в размере около 7% от цены продажи. Министерство как раз и заинтересовано в снижении инфляции и проявляет недовольство высокими ценами на рынке топливо, отмечает он.

Нефтяные компании, как правило, следуют мировому тренду, когда цены растут, и редко когда они падают, говорит аналитик «Уралсиб Кэпитал» Алексей Кокин. «Возможно, в результате реконструкции нефтеперерабатывающих заводов, выросло производство бензина, и внутренний рынок стал больше ориентироваться на покупателя», – предполагает он.

Есть тенденция к снижению розничных цен, но компании делают это неохотно, говорит президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша. Впрочем, по его мнению, если тренд на понижение продолжится, цены на заправках упадут не сильно. С 1 июля будут повышены ставки акцизов на топливо, что заранее закладывается в стоимость продукции.(RussiaBeyondtheHeadlines/Энергетика Украины, СНГ, мира)