Нефтяные компании стремительно теряют интерес к работе в Арктике, опасаясь финансовых и репутационных рисков.

На Арктику приходятся 13% нетронутых мировых запасов нефти и 30% запасов газа, но череда происшествий и неудач заставляют руководство компаний обращаться к традиционным источникам энергоресурсов, а также к сланцевым нефти и газу.

Поворотной точкой, вероятно, стала авария бурового судна компании Royal Dutch Shell, севшего на мель у побережья Аляски в канун Нового года. Инцидент вызвал шквал претензий в адрес компании, потратившей в Арктике $4,5 млрд. с 2005 г., заставив ее отменить планы бурения на шельфе Аляски с 2013 г.

“Проблема Shell отбросила назад все планы в отношении Арктики, особенно ее американской части”, – сказал Рейтер Чу Чау Бэн, генеральный директор крупнейшего в мире производителя буровых установок Keppel.

Другие компании извлекли уроки из аварии, не причинившей значительного ущерба и не вызвавшей разлив нефти.

“Интерес к добыче нефти и газа очень высок, однако все больше опасений насчет экологии и рисков”, – сказал Гаральд Норвик, член совета директоров ConocoPhillips и бывший генеральный директор норвежской Statoil – пионера в освоении Арктики.

“Мы уделяли основное внимание Арктике, но теперь наши приоритеты – это такие места как Танзания, Аргентина и Техас. Это логичное развитие. Реальность такова, что в будущем явные признаки изменения климата в Арктике будут многие годы влиять на политиков и руководство компаний, и теперь я вижу это более отчетливо, чем пять лет или три года назад”, – сказал Норвик.

По мере изменения климата происходит быстрое таяние арктических ледников.

Проблемы в Арктике испытывает не только Shell: Cairn Energy потратила $1,2 млрд. на бурение вблизи Гренландии и не нашла запасов углеводородов, а Газпром фактически остановил разработку гигантского Штокмановского месторождения из-за чрезмерных затрат. ConocoPhillips, совместно с Keppel пытающаяся создать буровое судно ледового класса, заморозила проект и отменила планы начать бурение в Чукотском море в будущем году.

“Никто не интересуется буровыми судами ледового класса. Все внимание уделяется сланцевой нефти.., и есть много недостаточно изученных регионов, например Мексика, где, вероятно, не меньше нефти и газа, чем в Мексиканском заливе”, – сказал Чу из Keppel.

Добыча сланцевой нефти обходится достаточно дорого, но не дороже глубоководных проектов, а сланцевый газ, всего за несколько лет удовлетворивший спрос в США, вероятно, станет популярен и в других странах.

“Есть более дешевые запасы с большей вероятностью успеха. Сланцевые нефть и газ завоевывают рынок за счет пониженных рисков и себестоимости”, – сказал Джеймс Роджерс, генеральный директор крупнейшего в США поставщика электроэнергии Duke Energy.

“Это не так уж дешево, но конкурирует с глубоководными проектами и не так рискованно. Добыча сланцевых нефти и газа будет расти гораздо быстрее, чем сейчас, она начнется в России, Китае, ЮАР, Аргентине и по всему миру”, – согласился с ним Норвик из ConocoPhillips.

Обилие сланцевых газа и нефти в США снижает интерес Вашингтона к освоению шельфа Аляски, но нельзя сказать, что работы в Арктике полностью остановлены. Например, Новатэк и Total планируют в 2016 г. пустить завод по производству сжиженного газа Ямал СПГ, а Роснефть недавно договорилась с ExxonMobil о совместной работе в Северном ледовитом океане. “Я думаю, что Россия будет действовать быстрее любой другой страны, потому что у нее давний интерес к освоению северных территорий”, – сказал Чу.

Норвегия также продолжает работу в Арктике, хотя условия для этого в сравнительно теплом Баренцевом море более благоприятны. “Есть много разных Арктик с различными характеристиками, это неоднородный регион. Приоритеты Statoil не изменились, хотя в других странах были проблемы”, – сказал директор Statoil по Арктике Руни Хансен.

Но нефтяные компании уверены, что когда-нибудь вернутся в регион. “Если там можно работать безопасно, нет причин не делать этого”, – сказал Роджерс из Duke Energy. (Рейтер/Энергетика Украины, СНГ, мира)