Европа постепенно отказывается от нефтепереработки, закрывая свои нефтеперерабатывающие мощности.

С 2008 г. в Европе закрылись 16 нефтеперерабатывающих заводов, в целом мощности по переработке нефти сократились на 10%. По прогнозам, до 2020 г. этот показатель уменьшится еще на 10%. Об этом пишет “Энергетика Украины”.

Главная причина заключается в географической переориентации производства топлива. Сейчас производство углеводородного топлива постепенно концентрируется непосредственно возле источников добычи самой нефти – недалеко от скважин.

В одной только Саудовской Аравии возводятся три мощнейших и современнейших перерабатывающих завода – один в Персидском заливе и два на Красном море. Первый из них будет пущен уже в нынешнем году, а совместные мощности страны к 2017 г. будут способны полностью закрыть спрос таких рынков, как Испания или Италия.

Не стоят в стороне и другие добытчики. Азербайджанская госкомпания SOCAR намерена самостоятельно перерабатывать свою нефть в Турции. В городе Алиага на эгейском побережье строится НПЗ Star стоимостью 5,1 млрд. евро. Заработает этот объект также к 2017 г. Заводы по переработке нефти стоятся также в Иране – второй стране по объемам разведанной нефти.

В то же время Россия оказывает давление на европейский рынок топлива без всякой реконструкции своих НПЗ. Проблема в том, что странна по-прежнему находится в экономической рецессии, в результате чего сократился внутренний рынок потребления нефтепродуктов. В результате весь избыток дизтоплива ушел на экспорт, и на европейских рынках та ДТ в опте подешевела за год с $946 до $865,75, а прибыль европейских нефтеперерабатывающих заводов уменьшилась с $17,1 до $14,8 на барреле. Наращивает экспорт в Европу и белорусский завод “Нафтан”.

В этом ключе будущее украинских НПЗ представляется весьма туманно. Начиная с 2005 г., в стране закрылись практически все НПЗ, кроме “Укртатнафты”, принадлежащей упомянутой днепропетровской группе. Последним сдался в 2012 г. Лисичанский НПЗ: ТНК-ВР объявила о возможной продаже завода и занялась более прибыльным делом – импортом топлива, преимущественно из Беларуси.

Украинские НПЗ требуют реконструкции. По оценкам Геннадия Рябцева, заместителя директора НТЦ “Психея”, минимальная стоимость реконструкции Лисичанского НПЗ до того состояния, при котором переработка станет рентабельной даже при условии уплаты всех налогов, составляет $500 млн. Процесс реконструкции займет не менее четырех лет. Приблизительно такие же суммы нужны и Одесскому НПЗ. Устаревшие заводы, такие как: НПК “Галичина”, “Нефтехимик Прикарпатья” и Херсонский НПЗ – намного больше, поскольку их пришлось бы строить практически с нуля.

Поэтому инвестировать никто не решается, ведь у собственников НПЗ нет уверенности в том, как быстро окупятся вложения, не “задавят” ли до того времени зарубежные конкуренты, и, главное, сколько будет на рынке контрабанды и фальсификата. (Oilreview.kiev.ua/Энергетика Украины, СНГ, мира)