Поставки нефти в Европу из России сокращаются: страна перенаправила часть нефтяных потоков в Китай, к тому же растет спрос со стороны нефтеперерабатывающей отрасли внутри страны. Одной из причин изменения расклада сил стала сделка по поглощению ТНК-BP “Роснефтью”, пишет деловое издание “Ведомости”.

Согласно графикам отгрузок, в июле Россия будет поставлять в Европу всего 2,1 млн. баррелей нефти в сутки. Это минимальное значение за последние 10 лет, сообщает Financial Times, график поставок для которой проанализировал Амрита Сен из консалтинговой компании Energy Aspects.

В результате издержки европейских НПЗ растут. По данным информагентства Platts, в Европе нефть российского сорта Urals торгуется с премией относительно сорта Brent, несмотря на то, что качество Brent выше. Urals постоянно стоит дороже Brent с середины апреля (хотя практически всегда на рынке наблюдается обратная ситуация), цена российской нефти с поставками в средиземноморские порты сейчас превышает $106 за баррель, тогда как Brent торгуется выше $105.

Еще в 2010 г. объемы российского экспорта нефти в Азию были незначительными, теперь же они достигают почти 500000 баррелей в сутки. Недавно Москва договорилась о расширении поставок нефти в Китай по трубопроводу Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО), а в июне “Роснефть” подписала контракт на $270 млрд. Как заявил на экономическом форуме в Санкт-Петербурге президент “Роснефти” Игорь Сечин, 25-летний контракт предполагает поставку в Китай 365 млн. т нефти. В результате экспорт в КНР может увеличиться с нынешних 15 до 46 млн. т нефти в год, поставки в эту страну могут составить около 20% от ежегодной общероссийской добычи, в которой доля “Роснефти” составляет 39%.

“С российской точки зрения логично переориентировать экспорт на растущий спрос в Азии, но в результате в Европе, где добыча в Северном море также сокращается, возникает дефицит предложения нефти”, – говорит Сен из Energy Aspects.

Помимо этого, российские энергетические компании все больше предпочитают экспортировать не сырую нефть, а готовые продукты, например, дизельное топливо. Объем нефтепереработки на заводах в России с 2005 г. вырос на четверть и достиг 5 млн. баррелей в сутки.

По мнению многих аналитиков, в последние месяцы в конкуренцию за ограниченные объемы сырой нефти включились и многие небольшие российские компании. Это произошло после того, как “Роснефть” после приобретения ТНК-ВР аннулировала некоторые внутренние контракты на поставку.

К нехватке на европейском рынке умеренно тяжелых сортов нефти также привело прекращение импорта из Ирана после введения международных санкций.

Растущая в результате сокращения поставок цена на Urals наносит серьезный удар таким компаниям, как греческая Hellenic Petroleum, испанская Repsol и португальская Galp – все они в последние годы вложили средства в модернизацию производства и его переориентацию на переработку более тяжелых сортов нефти, таких как Urals.

Также, по мнению аналитиков, могут сильно пострадать такие компании, как финская Neste Oil, польская PKN Orlen и венгерская MOL Group, закупающие значительные объемы нефти в России. Однако PKN Orlen уже подписала с “Роснефтью” контракт на $7 млрд. на поставки нефти по трубопроводу “Дружба” до июня 2016 г. По мнению Дэвида Веха, управляющего директора JBC Energy в Вене, такие сделки могут увеличить объем поставок нефти в Европу по трубопроводам на 100000 баррелей в сутки, что частично компенсирует снижение отгрузок морским путем. (Ведомости/Энергетика Украины, СНГ, мира)