Форум стран-экспортеров газа (ФСЭГ), состоявшийся в этот раз в российской столице, привлекал внимание обозревателей не только в связи с новой ситуацией на мировом газовом рынке, но и в связи с тем, что имелись определенные ожидания от двух ведущих (помимо России) стран-экспортеров газа – Ирана и Катара. Именно эти страны вместе с РФ изначально (с 2001 г., когда и был сформирован ФСЭГ) задавали и задают тон на мировом газовом рынке, и именно им, кстати, принадлежала вроде бы согласованная инициатива о создании на базе ФСЭГ нечто подобного “газовой ОПЕК”. К тому же и штаб-квартира ФСЭГ с 2007-2008 гг. располагается в катарской столице Доха, хотя генсеком до сих пор является россиянин Леонид Бохановский (с 2009 г., в 2011 г. полномочия продлены).

В случае с Катаром были и остаются основания, связанные с тем, что именно Доха по сути провалила вроде бы достигнутые в 2008 г. трехсторонние договоренности об учреждении “газовой ОПЕК”. Тогда глава “Газпрома” Алексей Миллер, характеризуя ситуацию, заявлял, что Катар, Иран и Россия согласились сотрудничать при заключении экспортных контрактов на газ, поэтому можно считать, что большая “газовая тройка” сформирована: “…”Газовая ОПЕК”, которой опасался Запад, создана”. С другой стороны, представители эмирата, который успел (во время президентства Дмитрия Медведева) как минимум дважды “схлестнуться” с Москвой и на аренах большой политики – в частности, в Ливии и при попытках повтора “ливийского сценария” в Сирии, направлялись сейчас в Россию после, как считают многие эксперты в мире, “тихого” дворцового переворота. 26 июня 33-летний шейх Тамим принял власть от своего отца , полностью проамериканского шейха Хамада бен Халифы Аль-Тани после добровольного отречения эмира от престола. Нелишне напомнить, что провал Катаром инициативы о создании “газовой ОПЕК” произошел при активном противодействии США и ЕС и, соответственно, при пассивном наблюдении за этим со стороны России. И вот первое участие Катара в крупном, хотя и “специализированном”, международном форуме, да еще в Москве. Не зря сразу после смены власти в Дохе у всех стоял вопрос: означает ли “добровольное отречение” отца, что сын сменит и международно-политический курс или хотя бы пойдет на компромиссы с Россией и Ираном в вопросе Сирии?

В плане же Ирана ожидался, по сути, последний визит пока действующего президента ИРИ Махмуда Ахмадинеджада после состоявшихся 14 июня иранских президентских выборов. И многие эксперты в Москве и Тегеране, а также на Западе, считали, что вряд ли бы М. Ахмадинеджад поехал ради демонстрационных “прощаний” на ФСЭГ, если бы не ожидал, что в личной встрече с российским коллегой Владимиром Путиным он не переговорит и договорится по тому же газу, по “атомным вопросам” (строительство новых АЭС в Иране и т. д.), по возобновлению военно-технического сотрудничества, по взаимодействию в Закавказье и другим актуальным вопросам региональной и международной политики. И, кстати, доказательства верности этих ожиданий уже налицо – на днях военные суда иранской флотилии на Каспии взяли курс на Астрахань, куда движутся в рамках дружественного визита…

Действительно, двусторонняя встреча Путин-Ахмадинеджад на полях саммита состоялась, и хотя официальные отчеты о российско-иранских переговорах крайне скудны и обтекаемы, встреча эта зафиксировала если не реальный сдвиг в позиции России в отношении Ирана, то, по крайней мере, обозначила явную склонность Москвы к этому. “Россия и Иран – крупнейшие страны мира по запасам природного газа. У нас, безусловно, здесь есть общие интересы, но есть и возможность поговорить о наших двусторонних отношениях сегодня, поговорить о ситуации в регионе, о том, что нам нужно сделать дополнительно, чтобы способствовать развитию товарооборота. Мы с Вами – соседи по Каспийскому региону, у нас и здесь есть общий интерес. В общем, повестка дня большая”, – так обозначил повестку дня сам Путин. Но об итогах ее обсуждения далее – ни слова. То есть вся суть осталась за кадром. Суть можно прочувствовать только по косвенным фактам. Во-первых, Абделькадер Бен-Салах, глава алжирского Совета нации, сообщил, что в настоящее время рассматривается возможность проведения следующего Форума стран-экспортеров газа в Иране. И если так и состоится, то это подтвердит, что в начале июля 2013 г. Россия и Иран возобновили свое сближение – естественно, не только по газовым вопросам. Во-вторых, М. Ахмадинеджад в Москве официально заявил, что “для начала строительства новой АЭС (в Иране) нужно указание Путина” – предварительные переговоры уже проведены, остается лишь приступить к реализации проекта.

Тем не менее, хотя вроде бы о высказывании участниками ФСЭГ в Москве своих противоречий ни одно СМИ не сообщало, другим итогом саммита стал тот факт, что лично В.Путин в выступлении на итоговой пресс-конференции отверг, по сути, им же лоббировавшийся в 2007-08 гг. проект формирования “газовой ОПЕК”. Форум стран-экспортеров газа (ФСЭГ) не ставит цели создавать картель и вступать в картельные сговоры, заявил он: “У нас нет цели создавать картель и вступать в какие-то картельные сговоры. Форум стран-экспортеров газа создавался как экспертная площадка для обмена информацией, для выработки единых принципов и подходов”. По его словам, принципы работы форума отличаются от принципов работы ОПЕК. “Принципиальное отличие заключается в том, что ОПЕК определяет квоты на добычу нефти стран-участниц и, таким образом, ОПЕК влияет на формирование цены на международных площадках. А у такого энергоносителя как газ нет глобальных энергетических газовых площадок, поэтому мы, даже если бы захотели бы, не могли бы влиять на биржевую торговлю газом. Таких бирж нет”, – сказал Путин. При этом российский президент скромно умолчал о том, что попытки Ирана создать такую биржу торпедировал именно Катар, по указке США и Израиля, а РФ в президентство Медведева отмолчалась.

Кроме того, Путин заявил, что надеется, что ключевой задачей ФСЭГ должна стать выработка солидарной позиции по вопросам ценообразования. Но, судя по всему, поддержал Россию главным образом только Иран – Ахмадинеджад сразу же предложил участникам принять механизмы ценообразования на газ. Кстати, он пошел и дальше. Ахмадинеджад отметил, что существует некая группа, за которой с прошлых времен тянется шлейф периодов колониализма. По его словам, данная группа своим монопольным господством над центрами принятия мировых политических и экономических решений навязала большинству государств “масштабную дискриминацию”. Иными словами, иранский экс-президент дал понять, что Тегеран и сейчас не прочь “переделать” ФСЭГ если и не в “газовую ОПЕК”, но в некую могущественную организацию, которая бы определяла газовые цены. Иранский президент также призвал страны-участницы ФСЭГ “освободиться от западных монополий”.

А вот в этом российский президент, в сущности, поддержал Ахмадинеджада, правда, в мягкой корректной форме. Во-первых, он отметил, что Россия не собирается оказывать давление на потребителей. “Это контрпродуктивно и несправедливо. Мы хотим, чтобы нашу точку зрения слышали и нашу позицию учитывали”, – подчеркнул Путин. Однако резко потребовал защиты для стран-экспортеров газа “от разных ограничений, включая третий энергопакет Евросоюза”. К тому же добавил, что РФ пока не видит необходимости увлекаться сланцевыми газами – а это один из коньков Запада в борьбе с позициями России и, как можно понять, Ирана на мировом рынке газа. Во-вторых, Путин отметил, что на газовом рынке должны быть установлены предсказуемые правила игры на длительный период, которые не будут зависеть от политики и политика не должна влиять на правила газового рынка. И добавил, что хотя страны-экспортеры газа не могут влиять на ценообразование за счет квот на добычу, подобно тому, как ОПЕК влияет на нефтяные цены, тем не менее, они могут договариваться о приостановке проектов по добыче газа, но пока такая возможность не обсуждалась.

Таким образом, хотя формирование “газовой ОПЕК” вновь осталось за рамками Форума, тем не менее, Россия и Иран дали понять, что они окончательно не отказались от идеи влиять на мировой рынок газа путем взаимодействия внутри ФСЭГ. И иным странам, даже при том, что они выступают против “газовой ОПЕК”, придется считаться с перспективными намерениями Москвы и Тегерана. А раз уж следующий саммит намечается провести именно в иранской столице, то, выходит, что Путин и Ахмадинеджад предупредили своих собеседников, что вопрос хоть и отложен, но только до Тегеранского саммита ФСЭГ. Главные противники РФ и ИРИ – сланцевый газ США и сжиженный газ для Европы из Катара, пока все-таки в роли отстающих, и именно в связи с этим американцы еще в начале 2013 г. попытались “прощупать” точку зрения России по “разделению труда” на азиатском рынке газа. С Катаром же, помимо газа, пока остается и проблема в отсутствии взаимопонимания по Сирии. Получается, что “по умолчанию” отложив вопрос о “газовой ОПЕК” на Тегеранский саммит ФСЭГ, Россия и Иран как бы дают время конкурентам “еще раз подумать” и выработать некие новые предложения по проблемам газового рынка, считающимся в Москве и Тегеране приоритетными. (Виген Акопян, специально для Центра энергетической экспертизы/Энергетика Украины, СНГ, мира)