Киев нашел способ давления на “Газпром” в переговорах о пересмотре цены на российский газ, предпринимая шаги к диверсификации поставок голубого топлива. Это сразу же накалило обстановку. Очередное обострение в отношениях было связано с намерениями Украины закупать газ не у российского монополиста, а в Европе.

В украинском правительстве считают, что из Европы, где среднегодовая спотовая цена на газ ниже, чем цена российского газа по заключенному в 2009 г. “кабальному” контракту, можно поставлять до 20-30 млрд. куб. м газа ежегодно.

Впрочем, “Газпром” изобретательность украинцев не впечатлила. В компании заявили, что физический реверс из Европы на Украину невозможен, поэтому речь может идти только о каких-то “бумажных” непрозрачных операциях, с законностью которых надо разбираться. И, если для “виртуального реверса” используется российский транзитный газ, то “это прямое нарушение, за которое придется ответить”.

Однако Украина настаивает на законности схем газового реверса. Министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий еще после первых критических “стрел” со стороны “Газпрома” говорил, что Киев ответил на поступившие от российских коллег “определенные запросы”, и он не видит никаких причин для обеспокоенности.

По словам министра, в настоящее время идут работы по организации полноценного импорта газа из Словакии. В правительстве ожидают, что заключение договора даст возможность реверсных поставок газа в объеме от 10 до 20 млрд. куб. м в год.

Киев ведет переговоры не только со Словакией. По словам министра, после завершения всех формальностей Украина рассчитывает получать по контракту из Венгрии до 5,5 млрд. куб. м в год, из Польши – около 1,8 млрд. куб. м. Кроме того, ведутся переговоры о транспортировке газа из Румынии.

Ставицкий отметил, что за последний год Украина значительно продвинулась в сфере реализации проектов реверсной поставки природного газа, в целом в текущем году такие поставки должны составить примерно 10% от общего импорта газа в Украину.

“Если сложить все реверсные маршруты, которые мы прорабатываем, это будет более 30 млрд. куб. м газа в год, что позволит на 100% диверсифицировать поставки природного газа для нашей экономики”, – подчеркнул министр, добавив, что Украина покупает газ в Европе по $340-370/тыс.у куб. м, тогда как в России – по $400/.

По мнению украинских экспертов, “Газпрому” сложно будет повлиять на позицию Киева, а грозные заявления свидетельствуют лишь о том, что российский газовый монополист “нервничает”. Директор энергетических программ центра “Номос” Михаил Гончар, в частности, напоминает, что формально Украина является частью европейского энергетического пространства, а это значит, что в случае предъявления исков “все будет оцениваться в рамках европейского энергетического права, а оно действует не в пользу “Газпрома”.

В то же время, возможный отказ “Газпрома” от авансовых платежей за перекачку газа (а такие заявления уже прозвучали) потребует от Украины дополнительных затрат для закупки 5-6 млрд. куб. м газа, необходимых для создания давления в трубах газотранспортной системы. Деньги надо будет либо найти в бюджете, либо занять.

Кроме того Киев намерен реализовать еще одну инициативу – создать на основе своих подземных хранилищ “европейский газовый хаб”, европейскую газовую биржу. Переговоры с европейскими компаниями по этому поводу намечены на осень. Однако насколько это реально? Глава “Газпрома” Алексей Миллер уже заявил, что компания имеет “негативный опыт” закачки газа в украинские хранилища и не намерена более этого делать, какие бы условия не были Киевом предложены. Таким образом, возникает вопрос: будут ли гарантированы стабильные поставки газа в Европу уже этой зимой?

Еще одна угроза для Киева заключается в фактическом “замораживании” переговорного процесса относительно создания российско-украинского газового консорциума. Между тем, в условиях, когда строятся обходные газопроводы, время работает против Украины – ее газотранспортная система постоянно теряет в цене. По мнению политолога Владимира Корнилова, все технические вопросы создания консорциума “Газпромом” и “Нафтогазом Украины” давно решены, теперь слово за политиками. Но, если они будут медлить, в конце концов, сложится ситуация, когда украинская ГТС просто будет никому не нужна.

Тем временем текущие газовые переговоры между Киевом и Москвой продолжаются. В центральном офисе “Газпрома” на этой неделе состоялась очередная рабочая встреча Алексея Миллера и вице-премьер-министра Украины Юрия Бойко. Как сообщает пресс-служба российской компании, стороны обсудили ход закачки “Нафтогазом Украины” природного газа в подземные хранилища. Было отмечено, что для выполнения украинской компанией обязательств по бесперебойному транзиту российского газа в Европу в хранилища Украины к началу осенне-зимнего сезона должно находиться более 19 млрд. куб. м газа.

На встрече также шла речь о том, что дополнительным финансовым ресурсом для закачки “Нафтогазом Украины” газа в ПХГ стал авансовый платеж “Газпрома” за транзит газа в $1 млрд., решение о предоставлении которого было принято 26 июня. Отметим, что это, возможно, последний авансовый платеж: как уже было сказано, в дальнейшем “Газпром” намерен отказаться от такой практики. (Известия в Украине/Энергетика Украины, СНГ, мира)