Вопрос обустройства в Украине энергетического хаба (проще говоря – “склада” для природного газа) активно обсуждается чиновниками и игроками отрасли с мая. Эти обсуждения, собственно, стартовали с мартовского заявления главы государства о том, что Украина после модернизации газотранспортной системы (ГТС) может предложить свои подземные хранилища (ПХГ) в качестве основы для нового – европейского – биржевого рынка газа.

Этот тезис, по сути, повторил в начале мая на круглом столе, посвященном перспективам украинской ГТС, министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий. В июне, в развитие идеи, Кабмин заявил проект по увеличению емкости ПХГ с нынешних 31 до 50 млрд. куб. м. А в конце прошлой недели министр поделился информацией, что основательные переговоры по созданию энергохаба начнутся в сентябре.

Могут ли в украинском правительстве рассчитывать на их успешный исход? И какие выгоды сможет обрести Украина в случае создания заявленного энергохаба?

Ставицкий уверяет, что ПХГ страны весьма привлекательны для европейских газотрейдеров. Аргумент приводится такой: стоимость закачки, отбора и хранения природного газа (ПГ) у нас все еще остается значительно ниже, чем в Европе. “Те цены, которые приняла НКРЭ (Нацкомиссия Украины по регулированию энергетики), как минимум в 2 раза меньше, чем за аналогичные услуги в странах ЕС”, – приводит слова украинского министра российское агентство “ИТАР-ТАСС”.

И в данном случае министр прав, соглашаются неправительственные эксперты. В конце июня НКРЭ резко повысила тариф госкомпании “Укртрансгаз”, которая управляет 12 из 13 украинских ПХГ, на хранение 1 тыс. куб. м “голубого топлива” – с 18 до 46,2 грн. (около $6 по курсу НБУ без учета НДС). С учетом же синхронно поднятых расценок на закачку/отбор ПГ тарифная составляющая в услугах хранения, предоставляемых этим предприятием, возрастает примерно до $15/тыс. куб. м. “Сверх этой цифры госкомпания может добавлять свою коммерческую наценку”, – утверждает сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.

Для сравнения: в Европе стоимость хранения газа, по данным Bloomberg New Energy Finance, составляет около 50-60 евро ($63-76 по рыночному курсу) за 1 тыс. куб. м в год. И это – в базисных (искусственных) ПХГ. За тот же объем, но запрашиваемый на хранение в европейских соляных кавернах, их владельцы выставляют счет в $120-140 (такая стоимость обусловлена тем, что технически каверны сложнее в использовании).

Анонсированная главой Минэнергоугля возможность хранения газа европейскими компаниями, по мнению Марунича, позволила бы “Укртрансгазу” заработать неплохие средства. “Средняя цена хранения тыс.и куб. м ПГ за сезон может достигать $25 с учетом сверхтарифной маржи, устанавливаемой госкомпанией”, – утверждает он.

Теоретически, хранение 1 млрд. куб. м газа могло бы принести $25 млн., подсчитывает эксперт. Однако в самой компании отрицают возможность заработка. “Мы такими данными не располагаем и расчеты не вели”, – ответили в “Укртрансгазе”.

Первым, и пока единственным претендентом на использование украинских ПХГ из числа европейских фирм, значится немецкая RWE Supply & Trading. Компания в мае 2012 г. заключила рамочное соглашение с НАК “Нафтогаз Украина”, которое предусматривает возможность поставки в нашу страну до 5 млрд. куб. м газа из Европы ежегодно (с последующим увеличением до 10 млрд. куб. м). Первые поставки газа с использованием реверсной схемы начались в ноябре прошлого года с территории Польши. А в последнее время рассматривается еще и возможность осуществлять такие же поставки “голубого топлива” из ФРГ через территории Венгрии и Словакии.

Дмитрий Марунич уверен, что больше всего от работы задуманного властями хаб-проекта выиграли бы промышленные потребители. Они смогли бы (пусть и частично) переключиться на закупки “голубого топлива” альтернативной поставки. Промышленники сейчас покупают природный газ от “Газпрома” по ценам свыше $500-510/тыс. куб. м, учитывая НДС и плату за транспортировку от восточной границы Украины. Кроме того, свой интерес в этом, по его убеждению, могли бы увидеть и частные газотрейдеры.

С последним предположением соглашается и эксперт топливно-энергетического комплекса Валентин Землянский. “Де-факто, работа с украинской ГТС и подземными хранилищами ПГ станет более доступной для негосударственных трейдеров. Таких, как Group DF (подконтрольный ей холдинг OstChem) Дмитрия Фирташа и ВЕТЭК Сергея Курченко. Схема может быть такой: при низкой цене на спотовом рынке газа в период летнего затишья скупать топливо, закачать его в хранилища, а зимой на максимуме цен в отопительный период продать”, – рассказывает он.

Как в самих названных компаниях расценивают возможность работы в подобных условиях, Delo.Ua узнать не удалось. К моменту публикации данного материала пресс-службы не были готовы предоставить соответствующие комментарии.

Но все эти выгоды на данный момент виртуальны. Землянский отмечает, что создание хаба реально только при участии российского “Газпрома” – крупнейшего поставщика “голубого топлива” в Украину и его транзитера через территорию нашей страны. “Нет смысла “гонять” газ из Европы, чтобы потом хранить его в Украине. На фоне разбирательств в Европе с “Газпромом” вряд ли российский монополист согласится на такой проект”, – говорит эксперт. Марунич его поддерживает: “Не думаю, что это вызовет позитивный отклик в “Газпроме”.

А в российском газовом гиганте на позитив в этом вопросе, судя по всему, не настроены. 28 июня глава “Газпрома” Алексей Миллер заявил, что российская сторона не намерена закачивать газ в ПХГ Украины. В принципе, это означает очередной виток “накала” отношений между Украиной и Россией в “газовом партнерстве”. Эксперты предполагают, что влиятельный игрок будет отговаривать европейские компании сотрудничать с нашим государством в этом вопросе…

Минэнерго рассчитывает пустить переговорный процесс по созданию энергохаба уже в начале осени 2013 г. с тем расчетом, чтобы в следующем году выйти на реальные мероприятия по организации “склада”. Весь этот период, утверждают эксперты, нашим чиновникам придется уговаривать не столько западных партнеров и даже “Газпром”, сколько попытаться “выйти на реформу” в отношении своего внутреннего газового монополиста – НАК “Нафтогаз”. Предстоит решить очень непростой вопрос, сможет ли эта устаревшая (по откликам того же МВФ) структура найти свое место в пределах новой “хабовой” мечты украинских властей. (Дело/Энергетика Украины, СНГ, мира)