“Роснефть” до осени не сможет увеличить поставки нефти в Китай. Причина – не принятого Госдумой соответствующее соглашение.

“Вы не любите Китай, а мы любим Китай”, – отчитывал президент “Роснефти” Игорь Сечин корреспондента одного частного телеканала в ходе Петербургского экономического форума. С журналистами он согласился пообщаться после того, как подписал беспрецедентный договор с CNPC о расширении поставок российской нефти с нынешних 15 млн. т ежегодно в течение 20 лет еще на 360 млн. т в течение 25 лет (примерно 14,4 млн. т в год) с предоплатой в $60 млрд. “Сегодня для меня большая честь проинформировать и рынок, и средства массовой информации о тех стратегических договоренностях, которые были достигнуты и сегодня формализованы в окончательном виде, о наращивании поставок, вообще о работе по широкому спектру направлений с нашими китайскими партнерами в рамках реализации тех договоренностей, которые были достигнуты”, – сказал тогда Сечин.

Но, как стало известно “Ведомостям”, Сечин поспешил с заявлением про окончательную формализацию договоренностей. Именно он настаивал на скорейшем заключении межправительственного соглашения, которое 22 марта подписали президент Владимир Путин с председателем Китая Си Цзиньпином в ходе его первого зарубежного визита, рассказывает источник в правительстве. Оно было заключено в спешке, но с тех пор его еще не ратифицировали, добавляет он. Без ратификации соглашения дополнительные поставки невозможны, указывает источник, близкий к одному из контрагентов “Роснефти”.

“Минэнерго готовит документы на ратификацию (межправительственного соглашения о дополнительных поставках в Китай), надеемся, что в осеннюю сессию Госдума ратифицирует соглашение”, – уточняет представитель министерства. Без этого соглашение не вступает в силу, а значит, дополнительные поставки не могут осуществляться, продолжает она. В комитет Госдумы по международным делам документ не поступал, добавил его представитель. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков затруднился прокомментировать ситуацию.

Сечин еще в марте сказал, что договорился с гендиректором CNPC Чжоу Цзипином о поэтапном увеличении поставок: так, в этом году экспорт нефти в Китай должен вырасти на 800000 т, а на пике достигнет 31 млн. т.

Не дожидаясь ратификации межправительственного соглашения, “Роснефть” уже добилась включения дополнительных поставок в график “Транснефти” и в июле монополия даже начала прокачку дополнительных объемов на Китай, рассказывал на днях советник президента “Транснефти” Игорь Демин. По его словам, новое соглашение увеличивает ежемесячные поставки в этом году примерно с 1,3 млн. до 1,41 млн. т. Но если новые объемы не будут оформлены за три дня до конца месяца, “Транснефть” остановит прокачку, подчеркнул Демин.

Однако “Роснефть” рассчитывает до конца июля начать дополнительные поставки нефти в Китай, сообщил “Интерфаксу” представитель компании. На вопросы “Ведомостей” он отвечать отказался. По его словам, все документы, необходимые для начала прокачки до конца текущего месяца, уже подписаны руководством “Роснефти” и CNPC и направлены на согласование в таможенные органы. “Подобное согласование документов – это плановая работа, которая проходит в установленные сроки. Руководство “Транснефти” информировано о ходе этой работы”, – отметил он. “Как только финальное согласование будет получено, бумаги будут направлены в “Транснефть”, чтобы компания могла начать транспортировку нефти. Мы ожидаем, что исполнение договора (о дополнительных поставках нефти) начнется до конца текущего месяца”, – добавил собеседник агентства.

Представитель Федеральной таможенной службы не ответил на запрос “Ведомостей”, с представителем CNPC связаться не удалось. А представитель “Транснефти” уже не был доступен для журналистов. Но ранее он затруднился уточнить, способна ли монополия прокачать дополнительные 800000 т нефти в Китай за четыре месяца, если ратификация произойдет только в осеннюю сессию (по 0,2 млн. т дополнительных объемов нефти – на 15% больше существующих поставок).

С начала года, когда только стало известно о намерении “Роснефти” увеличить поставки в Китай, “Транснефть”, владеющая нефтепроводом Восточная Сибирь – Тихий океан, поставила вопрос о том, кто будет финансировать расширение этого трубопровода и других экспортных путей в Китай. “Роснефть” выражала готовность лишь платить повышенный тариф, но не финансировать саму стройку. Тем более что ее цену, по мнению “Роснефти”, “Транснефть” завышала. Но на Петербургском форуме Сечин заявил, что никакого конфликта между “Роснефтью” и “Транснефтью” нет. “Мы в постоянном контакте с [президентом “Транснефти”] Николаем Петровичем Токаревым и взаимодействуем с ним. Не было никакого конфликта. Понятно, что в ходе коммерческой работы возникают различные позиции компаний, но это не конфликт, это нормальный переговорный процесс”, – сказал тогда он. (Ведомости/Энергетика Украины, СНГ, мира)