В Госпотребстандарте нашли новый способ борьбы с нарушителями на рынке топлива. Инспекция начала проверять автозаправочные станции совместно с МВД, возбуждая по итогам выявленных нарушений уголовные дела. Чиновники уверены, что таким образом удалось сократить количество некондиционного топлива. Впрочем, как участники рынка, так и потребители пока не заметили улучшений. По мнению экспертов, чтобы действительно усилить контроль за качеством нефтепродуктов, государство должно увеличить расходы на это с 3 млн. грн. до 100 млн. грн.

12 сентября заместитель начальника управления рыночного надзора Госинспекции по вопросам защиты прав потребителей Николай Дмитриев на брифинге в Министерстве внутренних дел рассказал, что инспекция начала применять новую стратегию по контролю качества топлива – проводить совместные с МВД проверки. Дмитриев пояснил, что это позволяет при любых обстоятельствах попадать на заправку, куда ранее инспекторов, проводивших проверки самостоятельно, не допускали. Кроме того, проверки с МВД дают возможность открывать уголовные дела, что приносит значительный эффект. “Если в прошлом году было только 23 проверки с участием МВД, то в этом году мы осуществили уже более 70 таких рейдов, что позволило изменить ситуацию на рынке и улучшить качество топлива”, – сказал чиновник. Дмитриев добавил, что проводить масштабные совместные проверки с МВД инспекция стала после того, как премьер-министр Николай Азаров поручил первому вице-премьеру Сергею Арбузову и министру доходов и сборов Александру Клименко обеспечить надлежащий контроль качества импортных нефтепродуктов.

Как пояснил заместитель начальника департамента государственной службы борьбы с экономической преступностью МВД Иван Демин, в результате проверок за восемь месяцев было открыто 230 уголовных дел в сфере контроля качества нефтепродуктов, что в два раза больше, чем в прошлом году. Всего в рамках уголовных производств изъято почти 850 т недоброкачественного топлива, примесей и компонентов. По словам Демина, наиболее распространенными нарушениями являются производство топлива, не соответствующего техническим условиям и госстандартам, а также организация подпольных производственных цехов.

В июле в Министерстве доходов и сборов занялись проверкой рынка нефтепродуктов. Чиновники тогда заявили, что значительную часть топлива могут поставлять маломощные НПЗ, которые получают нефть через нелегальные трубопроводы, неучтенную добычу сырья, а также путем краж на нефтепроводах и при этом не платят акцизы и сборы.

Заместитель главы представительства Mazeikiu Nafta в Украине Александр Шевченко говорит, что большинство брэндовых сетей АЗС контролируют качество нефтепродуктов самостоятельно. “Такие операторы, как ОККО, ТНК-ВР, Shell, “ЛУКойл”, инвестируют значительные средства в собственные службы по инспекции качества и потому не очень нуждаются в контроле извне”, – отмечает Шевченко. Заправок, на которых продается некачественное топливо, не так много, и потому нужна не столько массовость проверок, сколько их эффективность и бескомпромиссность проверяющих, чего, по его мнению, пока нет.

Директор консалтинговой компании “А-95” Сергей Куюн отмечает, что если вычесть из объема производства и импорта нефтепродуктов объем экспорта и сравнить этот легальный баланс рынка с потреблением, то выйдет, что в Украине каждый год продается более 450 тыс. т неучтенного топлива. “Это и есть “бодяжное” горючее, которое производят на неучтенных НПЗ разного рода”, – говорит Куюн. По его оценкам, за восемь месяцев 2013 г. количество некондиционного горючего не только не снизилось, но выросло на 20% до 360 тыс. т. “Поэтому говорить о том, что проверки, которые проводит государство, что-то дали, мягко говоря, преждевременно”, – отмечает эксперт. Директор Всеукраинской ассоциации автоперевозчиков Валерий Липецкий соглашается с тем, что улучшения качества топлива не произошло. “По крайней мере, число нареканий на качество среди членов нашей ассоциации не снизилось. В принципе, понять, что на заправках присутствует “бодяга”, несложно – достаточно обратить внимание, что на многих АЗС цены на бензин на 2-3 грн. ниже, чем в среднем на рынке. Экономически такую цену можно поставить только на некондиционное топливо или с целью ухода от налогов”, – говорит Липецкий.

Как отмечает Сергей Куюн, для того чтобы проверять 7 тыс. АЗС, ежегодно работающих в Украине, необходимо порядка 100 млн. грн. в год, тогда как на 2013 г. правительство выделило на эти нужды лишь 3 млн. грн. “Только одна мобильная лаборатория, проверяющая качество топлива, стоит $100 тыс., и, конечно, те средства, которые сегодня выделены в бюджете на контроль горючего, вряд ли позволят всерьез изменить ситуацию на рынке”, – говорит аналитик консалтинговой компании Upeco Александр Сиренко. (Коммерсант-Украина/Энергетика Украины, СНГ, мира)