Донецкая группа “Энерго” относится к старожилам отечественного крупного бизнеса, но в последние годы базовой страной присутствия группы стала Россия, где ее основатель Виктор Нусенкис активно скупал угольные предприятия. Результатом такой деятельности оказалось создание вертикально интегрированной угольной компании “Заречная”, занимающейся угледобычей (шахты “Заречная”, “Алексиевская” и “Сибирская”, участки “Октябрьский” и “Серафимовский”, шахтоуправления “Анжерское” и “Карагайлинское”), обогащением (фабрика “Спутник”), в структуру компании входит также мощный угольный терминал в латвийском порту Вентспилс. Но, несмотря на налаженный бизнес, донецкий бизнесмен решил от него избавиться. Об этом стало известно в начале сентября, когда российская госкорпорация “Уралвагонзавод” официально сообщила о покупке угольной компании “Заречная”.

Пока россияне предпочитают не распространяться о размере приобретаемой ими доли в УК “Заречная”, равно как и о сумме сделки. По данным “k:”, речь идет о покупке ими более 50% акций в российском ООО “Интерконсалтинг”, через которую Виктор Нусенкис до последнего времени контролировал 99,5% акций “Заречной”.

Для “Уралвагонзавода” это приобретение вполне логично. В состав УК входит крупный перевозчик ООО “УВЗ-Логистик”, обороты которого материнская структура планирует резко нарастить как раз благодаря углю “Заречной”. Что касается Виктора Нусенкиса, для него эта сделка на первый взгляд выглядит как дань моде, начало которой положил российский бизнесмен Вадим Новинский. Но в отличие от Вадима Владиславовича решение основателя “Энерго” резко сузить присутствие на просторах РФ является вынужденным. С одной стороны, свою роль сыграла укрепившаяся в последнее время тенденция снижения цен на уголь в Европе, плюс растущие затраты УК “Заречная” на его перевозку в страны Евросоюза. И с помощью своих новоиспеченных старших партнеров из “Уралвагонзавода” Нусенкис рассчитывает поправить экономику “Заречной”. С другой – это дает возможность получить преимущество в споре с экс-генпрокурором Украины Геннадием Васильевым, который давно и упорно претендует на часть как российских, так и украинских активов Нусенкиса. Буквально месяц назад экс-прокурор привлек на свою сторону российскую “тяжелую артиллерию” в лице инвестиционного подразделения A1 “Альфа-групп” Михаила Фридмана, который славится умением выигрывать подобного рода судебные споры. Так что на данный момент смена владельца угольной компании – оптимальная защита. Но в будущем Виктор Нусенкис за такую помощь УВЗ может заплатить довольно высокую цену.

Дело в том, что на уголь УК “Заречная” уже давно завязана подконтрольная бизнесмену “Донецксталь”. Теперь эта технологическая связь может быть разрушена в любую минуту по решению менеджмента “Уралвагонзавода”, руководствующегося фактором экономической целесообразности (а не принципами дотирования угольщиками родственных металлургов). В принципе, Виктор Нусенкис готов к такому развитию событий. В качестве запасного аэродрома он выбрал шахтоуправление “Донбасс”, в состав которого входят шахты №22 “Коммунарская” и “Щегловская-Глубокая”. Это шахтоуправление уже несколько лет курируется концерном “Энерго” через подконтрольный менеджмент, но официально принадлежит государству. Для того чтобы укрепить свои позиции в “Донбассе”, Виктор Леонидович решил подписать концессионные договоры между входящими в государственное ш/у “Донбасс” шахтами и его частным клоном – ООО “Шахтоуправление “Донбасс”. В Минэнерго это предложение не нашло поддержки, поэтому юристы Виктора Нусенкиса решили склонить ведомство к сотрудничеству с помощью служителей Фемиды.

Пока эта стратегия себя оправдывает. В июне ООО добилось от Донецкого окружного административного суда постановления, которым Минэнерго обязали передать в концессию перечисленные шахты. 22 августа решение первой инстанции оставил в силе Донецкий апелляционный админсуд. И если к такому же выводу придет и “Вышка”, то вопрос с самообеспечением углем для Виктора Нусенкиса можно считать решенным. А, став полностью украинским бизнесменом (пусть и с гражданством РФ), Виктор Нусенкис может рассчитывать и на приятные бонусы. Как, например, обещанное еще в мае предоставление “Донецкстали” кредита в 320 млн. грн. в рамках программы государственной поддержки ключевых отраслей. (Комментарии/Энергетика Украины, СНГ, мира)