Поставки газа из Словакии в Украину, похоже, откладываются на неопределенный срок. 24 сентября представитель Евросоюза заявил, что эта страна не пойдет на реэкспорт без согласия “Газпрома”. Оснований думать, что российская монополия даст добро на такие поставки, очевидно, нет. Поэтому украинским властям придется рассчитывать на другие каналы диверсификации. Одним из них может стать польское направление – 24 сентября стало известно, что PGNiG рассматривает возможность экспорта газа в Украину.

Глава представительства ЕС в Украине Ян Томбинский 24 сентября заявил, что Словакия не позволит реэкспортировать российский газ со своей территории без предварительного одобрения “Газпрома”. “Словакия не имеет ясности в вопросе открытия реверсного потока в Украину без договоренности с “Газпромом””, – сказал он.

В начале сентября НАК “Нафтогаз Украины” подписала соглашение с немецкой RWE о хранении ее газа в украинских подземных хранилищах, что теоретически позволяет импортировать до 10 млрд. куб. м газа из Европы. Всего Украина потребляет порядка 55 млрд. куб. м газа в год. Из Словакии по схеме реэкспорта можно поставить не менее 30 млрд. куб. м, тогда как из Польши и Венгрии – максимум 6 млрд. куб. м в год. О том, что Словакия может поставить крест на планах украинского правительства по снижению зависимости от российского газа, было известно и ранее. Министр энергетики и угольной промышленности Украины Эдуард Ставицкий даже специально встречался с еврокомиссаром по энергетике Гюнтером Эттингером для урегулирования этого вопроса, но, очевидно, они так и не смогли решить проблему.

В Минэнерго ситуацию не комментируют, но источник “Ъ” в “Укртрансгазе” пояснил, что никаких технический препятствий для того, чтобы начать импорт газа из Словакии, не существует. “Но, к сожалению, нам до сих пор не удалось решить вопрос политически. Словакия находится под влиянием “Газпрома”, и прежде всего финансовым”, – говорит собеседник “Ъ”. По его мнению, ситуация, возможно, улучшится после подписания соглашения об ассоциации с Евросоюзом (планируется 28 ноября), в результате чего Брюссель может усилить давление на Словакию. Ранее Гюнтер Эттингер заявлял “Ъ”, что проблема может быть решена к зиме.

Тем временем в пресс-службе “Газпрома” заявили “Ъ”, что Словакия должна обеспечивать транзит российского газа по своей территории четко в соответствии с контрактом, который не предусматривает реэкспорт газа. А источник в компании сказал, что просить у монополии разрешения на реэкспорт бессмысленно. “Нет ни одной причины, зачем нам нужно на это соглашаться”, – отметили в монополии.

Президент киевского международного энергетического клуба Q-club Александр Тодийчук говорит, что главным методом влияния на Словакию для “Газпрома” остается контракт на транзит газа, который предполагает оплату не менее 50 млрд. куб. м газа в год на условиях ship-or-pay. Контракт действует до 2029 г. В сентябре глава “Газпром экспорта” Александр Медведев, находясь в Словакии, заверил, что “все обязательства по этим контрактам будут выполнены”, и страна “без транзитных платежей не останется”. В итоге до 2029 г. “Газпром” заплатит Словакии за транзит более 900 млрд. куб. м газа, но реальный объем прокачки составит не более четверти заявленного. То есть транзит одних и тех же объемов газа будет оплачен дважды – на старых маршрутах через Восточную Европу и через Nord Stream. “В случае если Словакия в одностороннем порядке начнет реэкспорт, “Газпром” обвинит ее в невыполнении договора и начнет платить только за реально прокачанный газ, объем которого с каждым годом снижается”, – отмечает Тодийчук.

Единственный способ в этих условиях добиться уступок от Словакии – предложить ей заработать на транзите газа в объемах не меньших, чем предлагает Россия, говорит член комитета Верховной рады по ТЭК Сергей Пашинский. “Но это возможно лишь при условии запуска в Украине газовой биржи и создания полноценного международного газового хаба. Тогда транзит через Словакию в украинские ПХГ и обратно может компенсировать ее потери”, – говорит Пашинский. Но дело снова упирается в энергетическую и законодательную реформу, необходимую для того, чтобы европейские газовые компании заинтересовались украинскими ПХГ, отмечает Тодийчук. “Интеграция Украины в Евросоюз будет способствовать этому процессу, но до конца этого года все необходимые реформы точно не удастся осуществить”, – считает он.

Впрочем, у Украины открываются и новые возможности. 24 сентября польская газета Dziennik Gazeta Prawna сообщила, что поставлять газ в Украину рассчитывает и польская нефтегазовая компания PGNiG. Последняя готова продавать до 1,7 млрд. куб. м газа в год в связи с падением объема потребления в Польше, закупая газ на газовой бирже Baumgarten. В настоящее время Украина импортирует из Польши и Венгрии не более 415 млн. куб. м газа в месяц. В этом году Украина планирует поставить по реверсной схеме из этих двух стран до 2,5 млрд. куб. м газа. (Коммерсант-Украина/Энергетика Украины, СНГ, мира)