Экспертная группа Ассоциации “Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины” по подготовке мероприятий по внедрению с 1 января 2014 г. законодательной нормы обязательного добавления в моторные бензины не менее 5% биоэтанола провела обстоятельное исследование существующего налогового законодательства и пришла к выводу о значительном подорожании бензина с содержанием биоэтанола, которое может составить около 5 грн. за литр.

Эксперты Ассоциации исходили из того, что дефицит биоэтанола под программу обязательного добавления с 2014 г. составляет фактически 100%. По официальным данным Минагропрода, в 2014 г. могут быть задействованы 8 заводов ДП “Укрспирт” и 4 частных завода общей мощностью 128 тыс. т биоэтанола в год. Однако, учитывая нехватку сырья, в частности мелассы, по факту производство в 2014 г. составит около 70 тыс. т. При этом весь данный объем будет востребован в отрасли альтернативных моторных топлив (содержание биоэтанола свыше 30%), производство которых стимулируется существенными налоговыми льготами.

Для выполнения закона в 2014 г. необходимо 250 тыс. т биоэтанола (потребление бензина в Украине – около 5 млн. т в год). В сложившихся условиях эту нехватку можно восполнить только за счет импорта биокомпонента. Согласно ст. 215 и 229 Налогового кодекса, акциз на импортный биоэтанол составляет 49,49 грн. за литр. При текущей стоимости биоэтанола около $600/т его цена после таможенного оформления составит около 89000 грн./т, или 63,3 грн./л. Соответственно 5%-ная биодобавка будет стоить 3,2 грн. за литр.

Добавление биоэтанола в бензин будет классифицироваться налоговой службой как производство, поскольку изменяются физико-химические показатели первичного компонента (бензина). Согласно Налоговому кодексу, полученный смесевой бензин подлежит взиманию акцизного сбора по полной ставке, которая составляет 2,0 грн./л.

“В существующих реалиях добавление 5% биоэтанола приведет к росту цен на бензин минимум на 5 грн./л, и это не предел, так как на плечи потребителя также лягут производственные и инвестиционные расходы на создание инфраструктуры для смешения и контроля качества этих нефтепродуктов”, – говорит Леонид Косянчук, президент ООРНУ. По его словам, в Европе повышения цен удалось избежать путем госдотаций производителям смесевых бензинов, однако в Украине это не предусмотрено.

По итогам работы экспертной группы Ассоциация подготовила письма в министерства и ведомства, в которых рекомендует перенести срок внедрения нормы о 5%-ном обязательном добавлении биоэтанола в бензины до насыщения рынка биокомпонентами отечественного производства и приведения нормативной и технической базы в соответствие с реалиями. (Пресс-релиз ассоциации “Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины”/Энергетика Украины, СНГ, мира)