10 октября депутаты 231 голосом утвердили в целом законопроект №2476-а, который предоставляет такие полномочия Кабмину. Он также освобождает “Нафтогаз” от необходимости предоставлять обеспечение по выполнению обязательств под госгарантии, а также платить за предоставление этих гарантий.

Госгарантии необходимы НАК для реструктуризации кредита в размере $2 млрд., привлеченного 2 июля 2012 г. у российского “Газпромбанка”, ключевым собственником которого является корпорация “Газпром”. Кроме того, гарантии могут понадобиться “Нафтогазу”, если он станет эмитентом облигаций для рефинансирования других своих долгов.

Такой вариант предусмотрели в Кабмине. В частности, чтобы оптимизировать платежи НАК “Нафтогаз Украины” по привлеченным кредитным средствам, в первую очередь, от государственного “Ощадбанка”, правительство приняло постановление, которым предусмотрен выпуск именных процентных обеспеченных облигаций на сумму 4,8 млрд. грн. Срок обращения облигаций – 3 года, процентная ставка – 14,3% годовых, выплата дохода – ежеквартальная.

С июня “Нафтогаз” начал частичное погашение кредиторской задолженности перед “Ощадбанком” в соответствии с графиком, который ранее определили стороны. Необходимость в выпуске облигаций возникла из-за того, что НАК испытывает дефицит оборотных средств.

В Министерстве энергетики и угольной промышленности, которое рефинансирует кредитную задолженность “Нафтогаза”, также обращают внимание, что выпуск облигаций позволит освободить из-под банковского залога природный газ.

Он необходим для отбора из подземных хранилищ, чтобы обеспечить стабильную работу генерирующих предприятий, ответственных за выпуск тепловой энергии, которая направляется для удовлетворения нужд населения и бюджетных организаций.

Чтобы стимулировать предприятия тепловой коммунальной энергетики своевременно рассчитываться с НАК за потребленный газ, Минэнергоуголь решил провести эксперимент, создав на базе компании “Газ Украины”, которая входит в структуру НАК, единого поставщика тепловой энергии для теплоснабжающих организаций.

Тепло будет закупаться у производителей по ценам, установленным Национальной комиссией регулирования осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики (НКРЭ).

В свою очередь, компания “Газ Украины” должна обеспечивать теплогенерирующие предприятия газом, стоимость которого также определит НКРЭ. Этот ресурс будет закупаться у “Нафтогаза” или других владельцев, если у госхолдинга возникнет его дефицит. А порядок теплоснабжения и механизм расчетов в рамках эксперимента будут определяться Кабмином в специально разработанных для этого постановлениях.

В Минэнергоугле полагают, что до 15 октября 2015 г., когда эксперимент должен быть завершен, проблема неплатежей будет решена. “Целью эксперимента является финансовое оздоровление предприятий теплоэнергетики, создание предпосылок для реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения, стимулирования своевременных расчетов за природный газ и тепловую энергию”, – говорится в тексте законопроекта.

Актуальность проблемы роста задолженности по газу повышается для “Нафтогаза Украины” с приближением нового отопительного сезона, который стартует 15 октября. Это также негативно влияет на его возможности своевременно выполнять взятые на себя обязательства по международным договорам импортных поставок.

Высокая цена на российский газ остается одной из основных причин негативных финансовых результатов “Нафтогаза”. 2012 г. компания завершила с чистым убытком 10,271 млрд. грн.

“Это не удивительно. Ведь покупая газ в пределах $400/тыс. куб. м, НАК продает его коммунальной сфере по $130. Разница – на уровне $300. Коммунальная же сфера потребляет 10-12 млрд. кубов. То есть, грубо говоря, получаем $300 млн. убытков, или же 2,4 млрд. грн. И это только то, что касается коммуналки. С другой стороны, добывающие предприятия работают на минимальной рентабельности. Для осуществления своей деятельности, в частности, для проведения геологоразведочных работ, они берут кредиты, которые соответствующим образом также ложатся на убыток”, – пояснил эксперт Валентин Землянский.

Поэтому международные рейтинги “Нафтогаза” отражают реальную возможность дефолта на фоне слабости бизнеса и финансового профиля компании, а также из-за ее зависимости от правительства Украины в вопросе поддержки ликвидности.

“Компания проедает деньги и живет в долг”, – констатирует Михаил Соловьев, директор управления развития бизнеса агентства Fitch. Поэтому оно подтвердило в текущем году рейтинг НАК на уровне ССС.

В соответствии с рейтинговой шкалой Fitch, рейтинг уровня ССС означает, что дефолт эмитента, которому он присвоен, представляется реальной возможностью, а его способность выполнять финансовые обязательства зависит от деловой или экономической конъюнктуры. (Экономические Известия/Энергетика Украины, СНГ, мира)