Усилия “Укртранснафты”, направленные на рост объемов транзита нефти, не принесли значительных успехов. Компании удалось договориться о транспортировке через Украину дополнительно 1 млн. т нефти и увеличить ежегодный доход на 4%, что принесет ей около $15 млн. Это – максимум, на который может рассчитывать компания без решения проблем с российскими поставщиками нефти и украинскими переработчиками, отмечают эксперты.

Еще в середине августа глава Минэнерго Эдуард Ставицкий заявил, что государственный оператор нефтепроводов “Укртранснафта” провела серьезную работу с Россией, Казахстаном, Венгрией и Чехией, которая позволит значительно увеличить транзит нефти.

22 октября председатель правления “Укртранснафты” Александр Лазорко заявил, что в результате этих усилий транзит нефти по территории Украины в страны Европы в 2013 г. увеличится на 6,8% (на 1 млн. т) по сравнению с 2012 г. – до 15,6 млн. т, передает агентство “Интерфакс-Украина”. По оценкам директора консалтинговой компании “А95” Сергея Куюна, это увеличит ежегодный доход госоператора всего на 4%, приблизительно $15 млн.

Лазорко пояснил, что рост стал возможен за счет транспортировки дополнительных объемов российской нефти на НПЗ в Кралупах и Литвинове (Чехия), которые в последние два года прокачивались не через Украину, а морским путем через порт в Новороссийске. По его словам, в 2014 г. объемы транзита нефти через Украину не уменьшатся. А пуск в 2014 г. Лисичанского НПЗ и переход Одесского НПЗ на трубопроводные поставки нефти позволит значительно увеличить объемы внутренней прокачки, считает глава “Укртранснафты”.

Объем транспортировки нефти по территории Украины начиная с 2007 г. упал в 2,9 раза. “Мы достигли дна в этом падении, как из-за проблем у НПЗ, так и из-за совершенно бессмысленной остановки нефтепровода Одесса-Броды”, – говорит Куюн. Нефтепровод Одесса-Броды до 2010 г. работал в реверсном режиме, поставляя российскую нефть на Одесский НПЗ. Сейчас нефтепровод простаивает, и в Минэнерго надеются на его достройку до Польши, что исключает реверсные поставки.

Остаются под вопросом и планы по увеличению прокачки нефти в 2014 г. Как рассказал 22 октября “Ъ” источник в российской “Транснефти”, компания готова поставлять нефть на Одесский НПЗ по маршруту Броды-Одесса, однако украинская сторона настаивает на поставках по Приднепровским магистральным нефтепроводам. “Этот маршрут проходит через Кременчугский НПЗ, и мы бы не хотели, чтобы часть нефти, предназначенная для Одесского НПЗ, была перенаправлена туда”, – заявил собеседник “Ъ”. В 2007 г. оперативный контроль “Укртатнафтой”, акционерами которой являлись “Татнефть” и правительство Республики Татарстан, получила группа “Приват”, которой в последствии удалось получить и акционерный контроль над предприятием.

По словам аналитика консалтинговой компании Upeco Александра Сиренко, возобновление работы Лисичанского НПЗ зависит от того, будут ли выполнены обещания украинских властей включить нефтепереработку в число приоритетных отраслей, предоставив нулевую ставку налога на прибыль до 2017 г. и 8% – до 2022 г., как обещали ранее. А также от того, будет ли решен вопрос об отмене ввозной пошлины для импортных нефтепродуктов. (Коммерсант-Украина/Энергетика Украины, СНГ, мира)