Консалтинговое агентство Interbrand представило новый рейтинг “Самые ценные российские брэнды 2013”. Всего в списке 40 российских брэндов. Лидером рейтинга стал “Газпром”, стоимость его брэнда оценивается в 1,26 млрд. руб. (около $40 млн.). На втором и третьем местах с большим отрывом от газового монополиста оказались брэнды крупнейших сотовых операторов России МТС и “Билайн” – 192 и 155,4 млн. руб., соответственно.

Четвертую строчку занял “Мегафон”, его брэнд оценивается в 114 млн. руб., пятую – “Норникель” (111,5 млн. руб.). На шестом месте Сбербанк (106,7 млн. руб.), это единственный банк в топ-10. На седьмом – ТНК (99 млн. руб.), на восьмом – “ЛУКойл” (75 млн. руб.). На девятом месте оказался пивоваренный брэнд “Балтика” (56, 2 млн. руб.), единственный брэнд в десятке, имеющий отношение к напиткам. Верхнюю десятку замыкает “Татнефть”, ее брэнд оценен в 53,8 млн. руб.

Если смотреть по отраслям весь рейтинг брэндов, то наибольшую долю занимают телекоммуникационные брэнды – 19%, нефтяные – 11%, металлургические – 7%, финансы – 5%. При этом “Газпром”, занимающий 48%, признан агентством Interbrand многопрофильной компаний и ни к какой из отраслей не отнесен.

Все 40 российских брэндов суммарно оцениваются в 2,622 млрд. руб. (более $80 млн.) – это только 0,004% от российского ВВП. Методика Interbrand по оценке брэнда основывается на суммировании трех групп показателей: финансовые результаты компании, достигнутые за счет продажи брэндированных продуктов или услуг; роль брэнда в процессе принятия решения о покупке; вклад брэнда в будущую прибыль компании (лояльность потребителей).

Interbrand признает, что стоимость российских брэндов существенно ниже по сравнению с миром или другими развитыми странами. Как говорит один из экспертов Штефан Рюсли, процесс роста и развития брэндов в США или Западной Европе был усерднее. “Ситуация на российским рынке отличается от США, Европы и Азии. Исторически российская промышленность не представляла брэндов, но позже поменялось мышление”, – сказал он.

Как пояснила консультант Interbrand Анна Шелюбская, рейтинг самых ценных российских брэндов за 2013 г. первый за три года. Последний раз подобный рейтинг был представлен в 2010 г. Но с тех пор Interbrand решило поменять критерии входа компаний в рейтинг.

“Создавая предыдущие рейтинги, мы опирались на критерии, которыми традиционно пользуется Interbrand работая, например, над глобальным рейтингом. Согласно данным принципам в рейтинг не могут попасть брэнды, не ориентированные на массовую аудиторию и не имеющие широкого публичного профиля и узнаваемости”, – сказала она. По словам Шелюбской, Россию невозможно представить без ее B2B (business-to-business) брэндов. “В России есть крупнейшие промышленные предприятия, которые значимы в мировых масштабах. Без их учета нельзя говорить, что рейтинг адекватно отражает структуру российской экономики”, – добавила она.

Изменение критериев помогло впервые войти в рейтинг авиаперевозчику – компании “Аэрофлот”, занявшей 17 место (стоимость брэнда – почти 26 млн. руб.). Исходя из глобальных критериев попадания тех или иных брэндов в рейтинг, авиалинии традиционно исключены, объясняет Шелюбская. “Но правильный рейтинг брэндов по версии Interbarnd всегда должен быть отражением текущей экономической ситуации и происходящего в деловой среде. Работая над российским рейтингом мы поняли, что исключая многие отрасли, данные условия не будут соблюдены. Поэтому в рейтинге “Самые ценные российские брэнды 2013” есть представители некоторых секторов, которые не представлены в рейтинге глобальном. Например – “Аэрофлот”, – пояснила она.

В этом году впервые за историю составления самых ценных рейтингов мира Interbrand победителем стал Apple, а не Coca-Cola. (Ведомости/Энергетика Украины, СНГ, мира)