По итогам российско-украинских газовых переговоров 14 ноября удалось согласовать один из спорных вопросов. “Нафтогаз Украины” признал, что в октябре купил 1,4 млрд. куб. м российского газа. В результате долг Киева перед “Газпромом” достиг $1,3 мрлд. Но российская монополия также смягчила позицию. “Газпром”, получивший “шквал звонков” от озабоченных угрозой транзиту европейских потребителей, готов дать “Нафтогазу” новые отсрочки по платежам. Сближение позиций произошло на фоне снижения шансов на скорое подписание Украиной соглашения об ассоциации с ЕС.

“Газпром” и “Нафтогаз Украины” по итогам прошедших 14 ноября в Москве переговоров все-таки подписали акт сдачи-приемки газа за октябрь, ставший предметом конфликта в последнюю неделю. “Нафтогаз” пытался убедить “Газпром”, что подавляющая часть из поставленных в октябре на Украину 3,2 млрд. куб. м принадлежит Ostchem Дмитрия Фирташа. Но, как сообщил информагентствам источник, близкий к переговорам, “Нафтогаз” признал покупку 1,4 млрд. куб. м в октябре, а его общий долг перед “Газпромом” вырос до $1,3 млрд. Источник в “Нафтогазе” подтвердил “Ъ”, что компромисс достигнут. Министр энергетики Украины Эдуард Ставицкий еще в среду заявил, что “Нафтогаз” не собирается наращивать долг и в этом году больше не будет покупать российский газ, используя топливо из подземных хранилищ (ПХГ).

Такой подход “Газпром” не устраивает. “Это катастрофа, в таких условиях транзит газа из России в зимних условиях невозможен по причине того, что газа в подземных хранилищах не хватит для компенсации отбора потребителями Украины”, – заявил зампред правления “Газпрома” Виталий Маркелов, впервые официально огласив позицию монополии относительно решения украинских властей. По его словам, “Газпром” получает “шквал звонков” от обеспокоенных европейских потребителей, и в этой ситуации “Газпром” готов искать компромиссы. Так, “Нафтогаз” может получить новые отсрочки выплаты долга, заявил глава департамента внешнеэкономической деятельности “Газпрома” Павел Одеров. Хотя, уточнил зампред правления компании Андрей Круглов, “положительной динамики” по погашению долга нет.

Переговоры “Газпрома” и “Нафтогаза” состоялись на следующий день после голосования в Верховной раде Украины, по итогам которого парламент не разрешил Юлии Тимошенко выехать на лечение за границу и тем самым не выполнил одно из ключевых требований ЕС для подписания соглашения об ассоциации. Соглашение планировалось заключить на саммите Восточного партнерства 28-29 ноября, однако теперь шансы на это упали, считает аналитик “Анкоринвест” Сергей Вахрамеев. “В конфликте “Газпрома” и “Нафтогаза” изначально была сильна политическая составляющая, а теперь, когда подписание соглашения с ЕС выглядит сомнительно, “Газпром” готов на компромисс”, – полагает он.

Но если “Нафтогаз” действительно не будет покупать газ у “Газпрома” до января, то уровень запасов в ПХГ к началу холодов может упасть до 14 млрд. куб. м, заявил Виталий Маркелов. Источник в “Нафтогазе” сообщил “Ъ”, что компания по-прежнему не намерена покупать газ, поскольку у нее нет на это средств. Сергей Вахрамеев полагает, что “Газпром” может пойти на выдачу украинцам новых авансов. А глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин полагает, что докупить недостающие объемы может Ostchem Дмитрия Фирташа, которая получила от “Газпрома” льготные цены. (Коммерсант/Энергетика Украины, СНГ, мира)