С 2013 г. в Украине действует законодательная норма, которой рекомендовано добавление в бензины 5% биоэтанола. Со следующего выполнение этой нормы станет обязательным. Однако отечественные спиртзаводы не в состоянии полностью обеспечить рынок биоэтанолом, а его импорт приведет к подорожанию горючего.

Это стало поводом для обращения Эдуарда Ставицкого в профильный комитет Верховной Рады, в котором он просит поддержать инициативу внефракционного депутата Степана Ивахива и отложить практическое применение требования об обязательном добавлении не менее 5% биоэтанола в автомобильное горючее с 2014 г. на 2016 г., и не менее 7% – на 2018 г.

Минэнергоуглепроме отмечают, что общий рост цен на автомобильное топливо с добавлением биоэтанола, в случае начала его продаж с 2014 г., может составить 4 грн./литр. Среди причин такого удорожания Эдуард Ставицкий называет дефицит биоэтанола – внутреннее производство, по его данным, способного покрыть потребности рынка максимум на 56%, а также нормативную неурегулированность импорта и дальнейшего добавления биоэтанола в бензин, что может негативно отразиться на качестве топлива.

Министр полагает, что к 2016 г. усилиями профильных ведомств проблемные вопросы будут решены. Ожидается, что в течение двух лет будут перепрофилированы 29 спиртовых заводов на производство биоэтанола (хотя ранее министр аграрной политики Николай Присяжнюк планировал сделать это к 2014 г.).

По данным Министерства аграрной политики и продовольствия, за 9 месяцев 2013 г. производство компонента моторного топлива на основе биоэтанола государственными спиртовыми заводами составило 36 тыс. т. “Для соблюдения 5%-й нормы обязательного содержания биокомпонентов в смесевых бензинах, максимальная расчетная потребность в биоэтаноле на внутреннем рынке составляет около 215 тыс. т в год, с учетом объема потребления бензинов в Украине, достигшего в 2012 г. 4197 тыс. т”, – отметил Александр Григорович, директор Департамента инженерно-технического обеспечения и сельскохозяйственного машиностроения МинАПК.

По оценкам МинАПК, производственные мощности по выпуску биоэтанола в Украине составляют 150 тыс. т в год. После перепрофилирования и модернизации спиртзаводов, для чего необходимо около 350 млн. грн., возможности для производства биоэтанола в стране возрастут до 350 тыс. т в год.

Однако эксперты опасаются, что использование биоэтанола приведет к снижению качества топлива, реализуемого на рынке. Кроме того, может возникнуть необходимость в переоборудовании автомобильных двигателей. Впрочем, чиновники считают подобные предположения необоснованными. Поскольку бензин с биоэтанолом останется подакцизным товаром, то со стороны Налоговой инспекции, обещают они, будет проводиться усиленный административный контроль его качества.

В то же время во многих странах в адрес политики по увеличению использования биотоплива звучит критика. В частности, растущий спрос на сырье для его производства стимулирует производителей сельхозпродукции сокращать посевные площади под продовольственные культуры и перераспределять их в пользу топливных, поскольку их производство более рентабельно.

Кроме того, бензины с примесью биоэтанола, по результатам новых исследований, оказываются не настолько экологически безопасными, как утверждалось ранее. Поэтому в случае благоприятного исхода переговоров Украины о подписании Соглашения об Ассоциации с ЕС, правительству потребуется очередная адаптация отраслевого законодательства к требованиям Евросоюза, где, кстати, отсутствуют требования об обязательном добавлении биоэтанола в автомобильное топливо.

По словам Геннадия Рябцева из НТЦ “Психея”, есть только рекомендации Еврокомиссии, в которых предлагает ограничить 5%-ми объем биотоплива, производимого до 2020 г. (Экономические Известия/Энергетика Украины, СНГ, мира)