Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила схему снижения дефицита топлива в Сибири и на Дальнем Востоке, а также выравнивания розничных цен на бензин в целом по стране. По словам заместителя главы ФАС Анатолия Голомолзина, ведомство предлагает нефтяникам экспортировать за рубеж дизельное топливо, которого в России производится в избытке, и получать взамен бензин для его последующей реализации на внутреннем рынке. По словам чиновника, это особенно актуально в тех регионах – например, в Сибири и на Дальнем Востоке, – где наблюдается дефицит топлива и высокие цены на него.

Анатолий Голомолзин подчеркивает, что в антимонопольном ведомстве обсуждается применение нескольких вариантов поставок по схеме замещения. По одной из них нефтяникам предполагается поставлять бензин, к примеру, в центральную часть России, затем продвигая его за Урал, тем самым насыщая внутренний рынок Дальнего Востока.

Согласно второму варианту, происходит обмен дизельного топлива на бензин между европейскими и азиатскими рынками. По словам чиновника, это сходные модели. Но реализовать вторую будет более экономически выгодно, ведь при этом отсутствуют транспортные издержки. В результате применения схем замещения дизельного топлива импортным бензином, по задумке ФАС, можно ожидать падения цен на бензин на Дальнем Востоке и их приближения к уровню центра европейской части России.

– Предложения будут обсуждаться в правительстве после их согласования с Минэнерго и Минфином. Сейчас проводится ряд обсуждений с нефтяниками относительно условий, при которых эти сделки могут быть реализованы. В частности, речь идет об освобождении этих сделок от экспортных и импортных пошлин. При этих схемах будут взыскиваться налоги внутреннего рынка (акцизы и НДС), которые суммарно по объему сопоставимы с платежами, поступающими в бюджет от уплаты таможенных пошлин. В итоге для бюджета ситуация не меняется, а для рынка – кардинально улучшается, – отметил замглавы ФАС.

Он пояснил, что в стране есть избыток дизельного топлива, более 50% производства которого отправляется на экспорт. При этом экспорт бензина составляет примерно 10% от его производства, а ситуация с его наличием в некоторых регионах России напряженная. В итоге часть отправляемого нефтяниками на экспорт дизеля предлагается обменивать на бензин, закупаемый на зарубежных НПЗ как сторонних производителей, так и отечественных нефтяных компаний. Голомолзин полагает, что таким образом потоки нефтепродуктов можно перенаправить с башкирских НПЗ на Дальний Восток, а не в центральную часть России, где есть даже профицит бензина.

– Общее перераспределение потоков нефтепродуктов приведет к оптимизации расходов нефтяных компаний, особенно поставщиков топлива в Сибири и на Дальнем Востоке. Это выровняет баланс спроса и предложения в целом по стране, – отметил чиновник.

Подобную схему замещения поставок бензина с внешних рынков ФАС предлагала еще год-два назад, когда страна переходила на экологический стандарт топлива “Евро-3” и “Евро-5” с более низкокачественных бензинов. И все для борьбы с дефицитом качественного автобензина в стране. Однако тогда это предложение правительство не поддержало, мотивируя невозможностью изменения налогового и таможенного законодательства. Сейчас же нефтяники не видят в этой схеме пользы для своего бизнеса.

По словам источника в “Сургутнефтегазе”, в компании проводились расчеты применения такой схемы, но они показали ее экономическую несостоятельность.

– Во-первых, размер экспортных пошлин на бензин и дизельное топливо отличается на 30%, во-вторых, приобретать бензин в Европе – на порядок дороже, чем производить его в России. Продажа такого топлива на внутреннем рынке не окупит себя даже с учетом предложенных антимонопольным ведомством преференций. Кроме того, компании вынуждены нести транспортные расходы при реализации такого замещения, – отмечает собеседник “Известий”.

Он добавляет, что в реализации этой схемы сегодня нет необходимости: дополнительные потоки импортного бензина только обрушат внутренний рынок России и ударят по интересам производителей топлива. Ведь спрос на бензин падает до весны, поэтому с декабря по апрель-май этот вид топлива традиционно экспортируется в большем объеме, чем в теплое время. При этом предложение автобензинов в стране растет быстрее спроса, поскольку практически все крупные нефтяные компании модернизируют свои НПЗ, увеличивая их мощности и глубину переработки нефти. По данным источника в “Сургутнефтегазе”, спрос на бензин растет на 2-3% в год, а предложение – на 7-8%.

На отсутствие в предлагаемой идее здравого смысла указывает собеседник “Известий” в “Башнефти”. По его мнению, сейчас в России производится больше бензина, чем потребляется.

– Если мы будем завозить бензин с внешних рынков, то придется снижать его переработку внутри страны, – комментирует источник “Известий”. (Известия/Энергетика Украины, СНГ, мира)