У «ЛУКойла» возникли проблемы с выходом из Национального нефтяного консорциума (ННК) в Венесуэле. Предполагалось, что долю компании выкупит “Роснефть”, консолидировавшая 60% ННК. Однако, по неофициальным данным, «ЛУКойл» оценил свои 20% в ННК в $212 млн. (по аналогичной цене уже был выкуплен того же размера пакет “Сургутнефтегаза”), а “Роснефть”, глава которой Игорь Сечин был инициатором проекта, готова заплатить не более $100 млн. В результате «ЛУКойл» начал переговоры со сторонними инвесторами, и самым реальным претендентом является китайская CNOOC.

«ЛУКойл» продолжает попытки выйти из работающего на венесуэльском месторождении Хунин-6 Национального нефтяного консорциума, рассказали источники “Ъ”, знакомые с ситуацией. В конце ноября, поясняют собеседники “Ъ”, компания уведомила ННК о том, что собирается продать свои 20% стороннему инвестору. «ЛУКойл» заявил ННК, что ведет переговоры с норвежской Statoil, французской Total, китайскими Sinopec и CNOOC, корейской KNOC, индийской ONGC, американской Chevron и российскими “Зарубежнефтью” и “Башнефтью”. По словам источников “Ъ”, наиболее реальным претендентом является CNOOC. В «ЛУКойле» от комментариев отказались.

ННК, созданный в 2009 г., владеет 40% в СП с венесуэльской PdVSA, которая разрабатывает Хунин-6. Ресурсы месторождения оценены в 195 млн. т нефти, а разработка – в $15 млрд. В сентябре на проекте начата технологическая добыча. Сейчас “Роснефти” принадлежит 60% в ННК, по 20% владеют «ЛУКойл» и “Газпром нефть”. Инициатором создания ННК был вице-премьер Игорь Сечин, сейчас возглавляющий “Роснефть”.

«ЛУКойл» был вынужден поставить вопрос о продаже своей доли в ННК третьим лицам, так как не добился прогресса в переговорах с “Роснефтью” (компания наряду с “Газпром нефтью” обладает правом преимущественного выкупа долей участников). В 2012 г. “Роснефть” уже приобрела за $200 млн. 20% в ННК у “Сургутнефтегаза” (величина исторических затрат компании), а после консолидации ТНК-ВР получила и ее 20%. В сентябре, как говорят источники “Ъ”, президент «ЛУКойла» Вагит Алекперов известил главу “Роснефти” Игоря Сечина о желании продать долю в ННК. В октябре он объяснял это тем, что “”Роснефть” сконцентрировала достаточно крупный пакет и консорциум практически теряет смысл”. Как говорили источники “Ъ”, Сечин был недоволен желанием «ЛУКойла» покинуть проект.

Но в “Роснефти”, уточняют собеседники “Ъ”, предложение «ЛУКойла» фактически не приняли по формальным основаниям, сославшись на то, что компания не указала других претендентов. Новое обращение в ННК «ЛУКойл» подготовил в середине ноября, раскрыв потенциальных претендентов. При этом свою долю компания оценила в $212 млн., а “Роснефть”, отмечает один из собеседников “Ъ”, готова заплатить не больше $100 млн. “Еще $100 млн. – это бонус, который платили все компании, то есть его потеря – это один из потенциальных рисков”, – считает собеседник “Ъ”. В “Газпром нефти” ситуацию не комментируют, источники, говорят, что она отказалась от права на выкуп доли «ЛУКойла» в ННК.

Собеседники “Ъ” полагают, что “Роснефть” может продолжить переговоры о покупке доли «ЛУКойла». По уставу ННК госкомпания должна определиться в течение месяца после уведомления, то есть до конца декабря. Установленная «ЛУКойлом» цена для “Роснефти” небольшая, но с консолидацией новой доли пропорционально возрастут будущие инвестиции госкомпании в проект, говорит аналитик Sberbank Investment Research Валерий Нестеров. Теоретически временным держателем пакета «ЛУКойла» может стать, например, крупный банк, полагает эксперт, но с точки зрения участников рынка вхождение в ННК еще одной компании – самый логичный вариант. Нестеров добавляет, что “Роснефть” развивает партнерство с китайскими компаниями и их появление в проекте в Венесуэле может быть вполне приемлемым. (Коммерсант/Энергетика Украины, СНГ, мира)