Заявления об отставках некоторых украинских политиков “газовой группы” свидетельствуют о грядущих переменах в развитии украинского газового рынка.

Односторонний отказ Украины от подписания соглашения с ЕС сработал своеобразно – в качестве поощрения за отречение от европейской интеграции правительство РФ предложило украинской стороне еще больше нарастить задолженность НАК “Нафтогаз Украины” перед “Газпромом” и российскими банками. Если такой вариант будет одобрен Киевом, это подтвердит смену украинских внутриполитических предпочтений Кремля. И станет сокрушительным ударом по главным проводникам российских интересов в Украине, которые сосредоточены в ряде силовых структур и так называемой газовой группе украинской власти.

Первым о новой газоводолговой политике Кремля 4 декабря в четыре утра украинской прессе сообщил глава Минтопэнерго Эдуард Ставицкий. За несколько часов до вылета Виктора Януковича с визитом в КНР министр дал понять, что “Газпром” изменил свою позицию относительно создания консорциума на базе ГТС Украины. “Вопрос консорциума, как и раньше, рассматривается. Естественно, создавать его надо на трехсторонней основе – Украина, РФ и ЕС. Этот треугольник должен работать. Немецкий канцлер Ангела Меркель готова быть посредником на этих переговорах”, – заявил Ставицкий через свою прессслужбу.

До этого заявления ближайшее будущее украинской ГТС и НАК “Нафтогаз Украины” выглядело совсем иначе – представители “газовой” группы во власти в 2011-2012 гг. под видом приведения политики Украины в соответствие с энергетическими законами ЕС максимально увеличили самостоятельность дочерних компаний “Нафтогаза”, в том числе компании “Укртрансгаз”, непосредственно управляющей ГТС. У ряда “дочек” НАК тогда появился лояльный к “газовой группе” менеджмент. И к середине 2013 г. дальнейшая перспектива “Нафтогаза” обозначилась вполне отчетливо – ее можно было охарактеризовать как план грядущей передачи части самых доходных активов НАК в долгосрочное управление либо развитие “государственно-частного партнерства” и СП с компаниями возглавляемого Фирташем холдинга GDF.

На выполнение такой дефрагментации активов НАК отводились 2013-2014 гг. После этого должно было наступить время создания двустороннего украинско-российского консорциума по управлению украинской ГТС. По всей видимости, все шло бы по такому плану, если бы судьбой консорциума внезапно не озаботилась канцлер Германии Ангела Меркель. Вопреки замораживанию отношений между Украиной и ЕС на минувшем Вильнюсском саммите этот европейский лидер предложила Киеву свое посредничество в отношениях с Москвой и предварительно одобрила перспективу создания трехстороннего консорциума.

Опыт создания в 2002-2004 гг. так и не заработавшего украинско-российско-немецкого консорциума свидетельствует, что процесс создания такого объединения спокойно может затянуться на много лет и после намеченных на 2015 г. президентских выборов. И в этот “доконсорциумный” период Украина будет обречена на два пути. Первый – продолжать подготовку к передаче активов НАК “Нафтогаза Украины” под операционный контроль “газовой группы”, что очень расстроит Москву и Берлин. Второй путь – ждать завершения процесса создания консорциума, а до этого стремительно наращивать и без того критическую долговую зависимость НАК “Нафтогаз Украины” от российского “Газпрома”.

Украинской власти, похоже, ближе второй вариант. Это стало ясно из озвученной 4 декабря договоренности между НАК и “Газпромом” о том, что платежи украинской госкомпании за приобретенный в октябре-ноябре российский газ переносятся на март 2014 г. Кроме этого, представители Минэнерго предполагают, что замораживание подписания соглашений с ЕС позволит Киеву уже к грядущему Новому году получить от РФ скидку в цене импорта природного газа на 10- 15%.

Сообщая эту новость, украинские чиновники предпочитают не рассуждать о том, за счет чего пребывающий не в лучшем финансовом состоянии “Газпром” компенсирует эту скидку. Действительно, конкретная цена таких скидок станет понятной только через несколько лет, уже в процессе создания консорциума. Украинские доли в этом будущем предприятии могут уйти уже не компаниям “газовиков”, а их российским покровителям в “Газпроме” в счет погашения ныне формирующихся долгов и ценовых скидок.

Discovery: почему из Берлина вынырнул консорциум

Немецкая пресса предположила, что причиной заинтересованности немецкого канцлера судьбой украинской трубы стало состоявшееся 27 ноября в Берлине создание новой правящей парламентской коалиции ХДС/СДПГ. Для увеличения идеологического веса в этой коалиции Меркель нужно максимально снизить влияние на СДПГ ее бывшего лидера, экс-канцлера Герхарда Шредера, который возглавляет совет акционеров конкурентного Украине российско-немецкого трубопроводного консорциума “Северный поток”. Меркель же со своей стороны необходимо реализовать абсолютно новый, свой формат работы Берлина с “Газпромом”, который не будет связан с партнерами по парламентской коалиции в лице неформального лидера СДПГ. Под создание этого формата вполне подходит инициированная ЕС политика гигантских антимонопольных штрафов, которые были наложены на “Газпром” в 2012 г. Еще одним элементом вполне может стать создание европейско-российско-украинского консорциума для Украины. Первая попытка создания этого консорциума в 2001-2004 гг. была, между прочим, сорвана по воле целого ряда высоких европейских политиков. И среди них имя экс-канцлера Шредера фигурировало вторым, после имени тогдашнего президента Франции – ведущие газовые компании этой страны тогда были государственными и отказались от создания украинского консорциума. (Комментарии/Энергетика Украины, СНГ, мира

)